Интервью начальника УАиМ Дмитрия Валентиновича Боницкого
Этот рассказ об очередном этапе системной работы и развитий подразделений АО «КМЗ», в компетенции сотрудников которого находится заводская система управления автоматизации и механизации, а также служба автоматической системы управления и технологических процессов. Мой собеседник – начальник УАиМ Дмитрий Валентинович Боницкий.
Прошло более года со дня нашей последней встречи. Сегодня я предлагаю своему собеседнику построить наш разговор, рассказав о результатах труда, изменениях, нынешних делах и перспективах, а также итогах работы коллектива за прошедшее время.
Главный момент, который отметил Дмитрий Валентинович, отвечая на вопрос – это большая работа перед пуском ДП № 3, где оборудование поработало достаточно длительное время, поэтому было по мере необходимости заменено. Как подчеркнул руководитель, в марте мы уже были готовы к пуску печи.
— Какой комплекс оборудования был установлен на третьей печи, в чем его отличие от оборудования первой?
— Управление печами базируется на одних и тех же контроллерах, и периферийном оборудовании. Просто на первой печи этого оборудования несколько больше, оно более разнообразно. Третья печь не требует такого разнообразного подхода, здесь существенно более простая система загрузки. Но, отвечая на вопрос, отмечу и новинку. Необходимо было реализовать систему контроля разгара горна. Прежде всего, этого требуют правила безопасности на доменном производстве. Вот этой работой мы не без успеха и занимались.
— Вы ведь – технологически и визуально – постоянно мониторите рабочий режим технологического управления доменными печами. Как вы решаете свои специфические задачи в этом направлении?
— Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в конце 2022 года и начале 2023-го – это импортозамещение. Это как раз то, чем мы, условно говоря, в качестве текущей работы в 2023 году серьезно занимались. Взять хотя бы весовое оборудование, которое весьма критично для процесса загрузки печей. Там установлено импортное оборудование. Его можно купить, но поставки тянутся полгода и более. Поэтому здесь было важно найти альтернативное решение – достать оборудование, которое позволит с минимальными затратами обеспечить работоспособность производства. И мы искали аналоги – российские, китайские. К счастью, в России есть фирмы, которые являются поставщиками тензометрического оборудования – аналогичного используемому нами, но китайского производства. Это оборудование необходимо и на ДП № 1, на коксовых воронках, на рудных весах. На весах жидкого чугуна мы использовали тензометрические датчики российской фирмы. Там возникла необходимость некоторой переработки в конструкции, но вот уже полгода они работают, хорошо себя зарекомендовали.
Аналогично в том же направлении мы движемся на втором складе, где стояло импортное оборудование, которое мы заменили на китайский аналог, пока нарекания отсутствуют.
— Особое внимание важнейшему элементу конструкции ДП № 1. Это, конечно, БЗУ. На что здесь следует обратить самое серьезное внимание?
— Особенно в период возникших проблем на ДП № 1, а также и в настоящее время, мы хотим обеспечить себя оперативным резервом на контроллерную часть, на средства удаленной связи с объектом. Не смотря на длительные сроки поставки, мы смогли пополнить оперативный резерв и готовы нормально работать на имеющемся оборудовании. Контроллеры поставляются, они не такой расходный элемент, как те же изометрические датчики, которые могут внезапно выйти из строя по разным причинам. В том числе, по причине механического воздействия и влияния окружающей среды. Вот с этим проблемы. А что касается самого БЗУ, то у нас с этим все не так плохо. Мы, имея свой оперативный резерв, с нашими специалистами относительно спокойны.
Если продолжить разговор об импортозамещении, то у нас на ДП № 1 установлены уровнемеры, которые оценивают расстояние от поверхности шихты до колошника. Там стояло различное импортное оборудование, которое уже не купишь. Мы искали варианты решения этого вопроса. Оказалось, в Туле есть фирма «Лимако», которая делает уровнемеры. Мы купили один такой и поставили, убедившись, что они работают не хуже импортного.
— Следующий вопрос касается постоянного контроля всех производственных циклов на печи. Как вам это удается?
— Есть отлаженная система диагностики, сигнализации, которая контролирует состояние параметров, температуры, давления, расходов. При достижении параметров определенной величины сигнализирует оперативному персоналу, который это видит. Все это находится под контролем не только человека, но и самой системы. При этом система не делает выводов о том, что происходит. Она только сообщает о том, что величина параметра находится в состоянии, который выходит за нормальные значения, либо сигнализирует о приближении к серьезным проблемам.
Тут я дополню о визуальных эффектах. Взгляните, на мониторе компьютера можно увидеть саму печь, воздухонагреватели, а также рабочий график, параметры функционирования всех жизненно важных систем печи. Здесь и температурный контроль, и перепады расхода – все отображено наглядно и ярко. Все это предоставляет человеку возможность полного контроля над процессом, возможность быстро отреагировать на изменение ситуации, выходящей из-под контроля. Главное, этот сигнал получает оперативный персонал, который имеет время и возможность принять срочные действия в технологическом аспекте.
Вот на экране монитора появился температурный контроль. Вот температура термопар на шахте печи, состояние корпуса печи и многое другое. Таким образом предоставляется возможность контроля работы холодильников, контроля температуры входящей и выходящей воды.
— А как на других элементах производственного процесса, присутствующих на печи? Загрузка, производственные помещения, главный подъем и т.д.
— И вновь взгляните на экран. Мы видим шихтоподачу. Тут материалы на загрузку по пунктирам – зеленым и желтым цветами. Мы наблюдаем, как собирается информация механизма загрузки доменной печи. А вот пять весов добавок, из которых двое весов кокса. А вот самые большие воронки весов рудной части. На экране план БЗУ. Это уровень печи, загруженность материалами с оценкой работы всех механизмов БЗУ. Узел, кстати, важнейший на доменной печи, без которого ее работа невозможна.
— Расскажите о других участках завода, где происходит строительство или ремонты.
— Практически построена мокрая газоочистка, где реализована система контроля параметров работы. Это отражено на пульте. Все производилось в рамках подготовки к пуску третьей печи. Разрабатывается проект системы управления воздухонагревателями Калугина на ДП № 2. Идут строительные работы на ДСК, туда приобретено уже двое весов. Серьезные работы идут на турбокомпрессоре, с модернизацией системы управления. Строится индийский турбогенератор, заключены договоры на поставку оборудования строительства шестого котла, где мы должны будем сделать систему управления. Занимаемся также созданием системы локального оповещения накопителя, с региональной автоматизированной системой оповещения МЧС.
— Расскажите о работе ваших специалистов по программированию. Какие перед ними стоят задачи?
— Задач только прибавляется, они загружены по полной программе. Что касается кадрового вопроса, то сейчас самое важное – не допустить увольнения ведущих специалистов. Найти замену, подготовить работников будет очень и очень сложно. Готовых кандидатур нет, а на подготовку каждого из них требуется минимум полгода.
— Возможно, появится возможность большого капитального ремонта ДП № 2, что приведет к ее остановке. Нужно будет все к этому подготовить.
— Да, конечно. У нас очень крупный блок, которым мы весьма плотно занимаемся. Это воздухонагреватель Калугина, который планируется для ДП № 1 – новый объект, где надо будет устанавливать автоматику. Что касается ДП № 2, то комплекс работы на ней сравним, пожалуй, с аналогичным на ДП № 3.
— Вернемся к вашим планам. Какие они?
— Напомню, это шестой котел в ТЭЦ-ПВС, где предстоит большая и серьезная работа. Далее ВНК, ввод в эксплуатацию турбокомпрессора и строительство турбогенератора. Предполагаю, что объем работ может увеличиться. Еще ДСК. Все это требует напряжения, серьезных затрат и полного нашего участия.
— Как вы взаимодействуете с другими заводскими цехами и руководителями?
— От уровня этого сотрудничества, понимания и взаимопомощи, решения логистических задач зависит успех нашего общего дела. Мы тесно сотрудничаем с начальниками цехов, производственных отделов. Находимся с ними в нормальных, даже дружеских отношениях. Мои пожелания – надо сохранить кадры, справиться с задачами, реализуя свои мечты и планы.
В новом году желаю здоровья всем работникам нашего завода!
:
Пресс-центр АО "КМЗ"