Интервью главного энергетика Бориса Николаевича Мациевского.
В декабре прошлого года наши заводские энергетики отметили свой профессиональный праздник. И так ежегодно - в прошлом году уже в 55-й раз. Поздравили друг друга, приняли поздравления от коллег и, как водится, подвели некоторые итоги своей работы. Значит есть, о чем вспомнить, есть, о чем поговорить, что отметить. При этом важно было сделать акцент на трудностях, которые встречались на пути значимых вопросов. Обо всем этом мы говорим с главным энергетиком ПАО «КМЗ» Борисом Николаевичем Мациевским.
И первый вопрос такой:
- Борис Николаевич, давайте остановимся на некоторых особо значимых вопросах заводской энергетики. Как известно, каждую зиму вся заводская энергетическая инфраструктура держит, если так можно выразиться, экзамен на свою готовность к уверенной, а главное - стабильной работе в зимний период.
- Отмечу важный момент. В 2022 году была запущена в работу доменная печь № 1. Наше внимание и заботы были направлены на обеспечение всем необходимым именно этого объекта, что в конечном итоге характеризуется стабильной работой печи и отсутствием замечаний. Это и азотная станция, функциональные особенности которой напрямую связаны с бесконусным загрузочным устройством, это и обеспечивающий дутье на печи турбокомпрессор № 3. Нами проводится комплекс работ по строительству ДСК, для чего надо было перенести все коммуникации, попадающие под площадь строительства. Перенесли трубопроводы технической воды, питьевой водовод, канализационную сеть.
На пятой подстанции электроцех заменил трансформатор мощностью в 10 МВА. На ТЭЦ-ПВС провели капитальный ремонт котла № 3. На очистных сооружениях заменили на фильтрах фильтрующий материал, что помогло значительно улучшить качество очищенной воды. Было проведено много ремонтных работ.
Отрицательным образом на общей картине динамики успеха отразился в конце июля выход из строя турбогенератора № 2. Это привело к вынужденной необходимости закупки электроэнергии на период ремонта, проходившего с июля по октябрь, а также вызвало затраты материальных, финансовых средств для восстановления генератора и возвращения его в эксплуатацию.
На турбогенераторе №1 удалось заменить устаревшее электромашинное устройство возбуждения на современное, с полупроводниковым тиристорным возбуждением. Это увеличит надежность работы турбогенератора.
- Назревшая необходимость модернизации оборудования подтверждена и недавним случаем, когда вновь был аварийно остановлен турбогенератор № 1. Что произошло на нем, какие были приняты меры?
- Эксплуатационным персоналом был вовремя зафиксирован нагрев подшипника турбогенератора. Последовала остановка машины, что позволило избежать больших повреждений. При вскрытии подшипника было обнаружено разрушение слоя баббита. (Баббит – антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначаемый для заливки вкладышей подшипников. – Прим.ред.) Сейчас организована работа по перезаливке подшипника, его установки на место.
- Сколько времени займут ремонтные работы?
- Предварительно, по оптимистическому прогнозу, на все уйдет около двух недель.
- Ремонт сложный. Видимо, возникла необходимость привлечения специалистов со стороны?
- Перезаливкой подшипников мы не занимаемся, поэтому привлекли подрядчика. Для сборки также пригласим специалистов со стороны, поскольку необходима большая точность, требующая минимальных зазоров при монтаже.
- Этот случай, когда вы пользуетесь услугами сторонних специалистов в вашей практике ведь не единичный?
- Да, мы чаще стали это делать. Есть недоштат в некоторых цехах. А выполнение подобных работ требует особой специализации и опыта.
- Вот мы и подошли к очень важной теме давно назревшей модернизации всего энергетического оборудования. Были ли у вас какие-то подвижки в этом отношении?
- Делали это и будем продолжать делать. Вот в прошлом месяце поступили новые импортные компрессоры для азотной станции. Старые, выработавшие свой ресурс, были установлены к пуску первой доменной печи еще в 2011 году. Поэтому были куплены два новых турбокомпрессора турецкой фирмы «Экомак». Сейчас осуществили обвязку и проводим пуско-наладочные работы. Также приобрели новую канализационную насосную станцию, которая перекачивает стоки мимо площадки ДСК. Еще прорабатываются глобальные вопросы по устройству нового турбогенератора и нового котла. Все это вызвано необходимостью в будущем подготовиться к возможной работе на заводе всеми тремя печами, что приведет к избытку доменного газа. Значит, последует увеличение потребления доменного газа в ТЭЦ, для чего потребуется строительство еще одного котла с целью 100 % сжигания доменного газа без использования, что очень важно, природного газа и позволит сэкономить на его закупке. А новый турбогенератор требуется для того, чтобы заменить устаревшее оборудование. Ныне действующий турбогенератор устарел - для него нет ни запчастей, ни чертежей. Сама жизнь ставит перед необходимостью его замены. Надо отметить еще, что из существующих у нас генераторов, оба 60-х годов выпуска и давно выработали свой ресурс. Это еще одна причина для модернизации.
- В прошедшее лето, как и всегда, вы вовсю готовились к работе в зимний период. Сейчас зима, когда вы особое внимание уделяете производству тепла, контролируете работу котлов, бойлера, генератора. Как вы оцениваете проходящий сейчас отопительный сезон?
- Особых проблем в этом вопросе нет. В особенности по обеспечению поселка. По городу у нас основной вопрос связан с уменьшением времени работы водогрейного котла, где сжигается природный газ. А это, конечно, не экономично. Этот котел считается резервным для существующей бойлерной, где мы провели небольшую модернизацию с целью увеличения диаметра трубопровода и увеличению пропуска воды через нее. И прошедшая, и нынешняя зимы достаточно мягкие в отношении морозов. Этот фактор способствует нашей более уверенной работе.
- Коснемся состояния турбокомпрессоров. Тут ведь тоже намечаются ремонты?
- Да. В свете того, что предстоит возможная работа тремя печами, было принято решение провести капитальный ремонт компрессора. Сейчас в ремонте турбокомпрессор № 1 К-1750. Здесь запланирована замена системы регулирования турбины на более современную. Вместо масляного регулирования мы планируем установку более современного электрогидравлического, с выводом данных на АСУ ТП. Для турбокомпрессора № 3 сейчас тоже закуплены запчасти, чтобы в феврале-марте этого года провести капитальный ремонт. Стало значительно тяжелее с запчастями, изготовители срывают сроки их изготовления.
- Вы, как и многие сейчас, стали испытывать большие проблемы в вопросе импортозамещения. Ведь так?
-Да, конечно. Приобретали турецкие компрессоры фирмы «Экомак» вместо вышедших из строя шведских турбокомпрессоров фирмы «Атлас Копко». По закупке нового турбогенератора: наш отечественный производитель - Калужский завод, выпускающий турбины и генераторы, задирает цену на них в три раза дороже, чем, например, индийский. Европейские производители нам недоступны. Поэтому мы обращаем внимание на китайское и турецкое оборудование. Это вынужденная мера.
- Коснемся вопроса, который постоянно присутствует на заводе при подобных контактах. Это обеспеченность кадрами. Какая ситуация сейчас?
- Этот вопрос решается тяжело. Особенно остро ощущается недостаток кадров в электротехническом персонале. Хотя в электролабораторию электроцеха пришли молодые ребята, которые полны сил и желания работать. Смотрим на них с большой надеждой. А в целом, конечно, не хватает квалифицированного персонала.
- По традиции в завершение этой беседы вам слово.
- Всегда приятно, когда приходят новые надежные кадры. Например, новый начальник газового цеха Дмитрий Валерьевич Максимов. Побольше бы таких. Таких, как наш ветеран – Виктор Васильевич Морозов. Всем нам пожелание здоровья, удачи на долгие годы, долгожданного мира на земле.
:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"