В синтезе производства и научного поиска

Технический отдел ПАО «КМЗ»: здесь рождаются идеи, идут поиски различных направлений производства. Постоянно происходит его исправление, корректировки на основе накопленного собственного опыта и наработок отрасли. Начальник технического отдела завода Игорь Эдуардович Шепетовский рассказал об изменениях, технологическом процессе, о том, что удалось осуществить, исправить, уместить в эту доминирующую отрасль производства КМЗ – металлургию. Ведь цех доменный – это постоянная и востребованная площадка для поиска, для технологических и научных изысков.

– Работаем мы по многим направлениям: доменный цех, ТЭЦ-ПВС, литейный участок доменного цеха. Да, доменный цех – это площадка для совершенствований. Тем более, сегодняшние экономические реалии диктуют необходимость совершенствования всех процессов на неинтегрированном предприятии или в более привычной формулировке, на «металлургическом предприятии неполного цикла». Вот такая особенность у нашего предприятия – жизнь диктует довольно серьезный набор вызовов экономических и технологических, с которыми мы сталкиваемся.

Эти вызовы, в сравнении с другими предприятиями отрасли, диктуют нам необходимость работать над производительностью, интенсивностью плавки и низкими расходами кокса, но в обязательной увязке с выполнением сложного марочного состава. Благодаря такому комплексному подходу мы довольно успешно позиционируем себя на рынке в производстве высококачественных марок чугуна.

Поэтому удельный расход кокса в килограммах на тонну чугуна, производительность удельная на метр кубический полезного объема и в тоннах чугуна в сутки – все это, конечно, несравнимые с другими предприятиями отрасли, выплавляющими рядовой передельный чугун.

Что касается производства чугуна на ДП-3, то тут у нас сырьевая база постоянная – окатыши Михайловского ГОКа. Хотя и здесь есть определенные изменения.

Это переходы с кислых на офлюсованные окатыши, на которых работали в течение 2020 года. А теперь мы снова вернулись к кислым окатышам того же производителя, Михайловского ГОКа. Михайловская железная руда в шихте – это не основной, а вспомогательный компонент, используемый в незначительных количествах, примерно 80-100 кг на тонну чугуна. С технологической точки зрения выплавка чугуна на 100% неофлюсованных окатышей – это вообще конек нашего предприятия. Та самая технология, которую мы использовали в течение минимум 15 лет до октября 2019 года. И с конца октября 2020 года мы вернулись к этой технологии использования неофлюсованных окатышей.

Что касается качества чугуна, то тут расширился перечень требований потребителей по его качественным характеристикам. Если раньше к традиционным требованиям по примесям – минимальному содержанию серы и фосфора на КМЗ добавлялись требования по минимальному содержанию марганца, титана, ванадия, хрома и бора, то теперь этот набор лимитированных элементов в некоторых заказах расширился еще и за счет требований по минимизации содержания свинца.

– Раньше таких требований не было?

– Свинец – это новое требование для доменщиков, а именно для доменщиков КМЗ. Это легкоплавкий элемент. Он влияет на качество отливок ответственного назначения из чугуна. Отсюда требование зарубежных потребителей по минимизации содержания этого элемента.

– Игорь Эдуардович, а какова ситуация на второй доменной печи?

– На доменной печи №2 происходит подбор рудных комбинаций, который у нас ведется целенаправленно и постоянно, который еще более ужесточен в последние годы, так как исчерпаны запасы руд Ушкатынского месторождения в Казахстане. Данная руда из Казахстана почти 20 лет была основной или вспомогательной рудой для выплавки ферромарганца на КМЗ. Это вызвало необходимость перейти на поставки новых руд из ЮАР, которые являются для нас на сегодня основой рудной части шихты в количестве порядка 80%.

Одна из последних заводских технологических разработок – подбор так называемой самоплавкой шихты путем добавления кислых руд к высокоосновным рудам ЮАР. В практической плоскости эта технология реализована применением кислых руд месторождений Карагандинской области Казахстана.

– Что можно сказать о подборе лёточных масс для доменной печи? Здесь тоже, как в любом научном технологическом поиске, необходим анализ, выбор вариантов, испытаний.

– Да. У нас, начиная с августа этого года, прошла серия из четырех этапов опытных испытаний лёточных масс различных западноевропейских производителей. Именно четырех, из которых было выбрано три бренда, которые, по нашему мнению, пригодны для использования в условиях производства чугуна на ДП-3. Количество лёточной массы в каждой опытной партии составляло 6 тонн. Испытывались лёточные массы, предложенные австрийскими, немецкими и французскими компаниями. В испытаниях принимали участие технические представители компаний-производителей лёточных масс. В настоящее время начался этап использования укрупненных партий выбранных марок лёточных масс (вес укрупненной партии составляет 40 тонн) для уточнения удельных расходных коэффициентов и выработки оптимальных режимов обслуживания лётки. Сегодня работа в этом направлении продолжается.

– Игорь Эдуардович, вопрос следующий: есть у вас предложения, корректировки по работе других подразделений завода, в частности, литейного участка доменного цеха, ТЭЦ-ПВС?

– По литейному участку мы занимались подбором футеровочной набивной массы для создания футеровки индукционной печи ИСТ-2.0, переплавляющей ферромарганец. Переплав ферромарганца – это достаточно новая область в технологии и эксплуатации индукционной печи. При обращении к международному опыту оказалось, что ни теоретически, ни практически ни у кого нет опыта в создании футеровочных масс для переплава отсева ферромарганца в индукционных печах. Мировые бренды-производители футеровочных масс не выработали пока стратегию подбора набивной массы, которая обеспечивала бы высокую стойкость и уверенную работу индукционной печи при переплаве такого материала. Так мы опытным путем, экспериментально, изучая технические и эксплуатационные характеристики предлагаемых набивных масс, движемся в плане подбора оптимального варианта. Если кратко указать направление подбора, то это поиск оптимального соотношения таких компонентов в футеровочной массе как магнезия и глинозем.

Касательно ТЭЦ-ПВС нужно отметить следующее обстоятельство: у нас, как и на любом металлургическом заводе, имеющем доменные печи, стоит задача наиболее эффективного использования такого вторичного энергоресурса, как доменный газ. Тем более, что наше предприятие – энергогенерирующее и вырабатывает паровую энергию для отопления поселка Косая Гора и южной части города Тулы. Более эффективным с технико-экономической точки зрения является использование доменного газа с минимизацией использования газа природного, подаваемого на котлы для выработки тепловой энергии и электроэнергии, идущей на обеспечение производственных потребностей завода.

– И тут, в выяснении этой проблемы, есть, видимо, определенные сложности, которые, возможно, полностью решить пока не получается?

– Доменный газ – это вторичный энергоресурс. Это побочный продукт доменного производства. Поэтому, конечно же, надо наиболее эффективно использовать этот энергоресурс взамен природного газа. Задача максимального потребления доменного газа и минимизации его сжигания на свечах решается не очень просто в условиях КМЗ. На западных крупных металлургических заводах эта задача минимизации сжигания на свечах решается путем строительства газгольдеров. Это огромные цилиндрические емкости диаметром 50 метров и высотой 50-60 метров с объемом несколько десятков тысяч кубометров, находящиеся под давлением, в которые закачивается доменный газ. Это резервная емкость, позволяющая порционно распределять доменный газ в различных количествах по времени в зависимости от текущей нагрузки потребляющих этот газ агрегатов.

– Поделитесь планами на будущий год?

– Думаю, начинать будем с решения наиболее важной задачи. Достижение эффективных расходных коэффициентов и натуральных производственных показателей по выплавке чугуна в рамках совместной работы с Михайловским ГОКом – производителем окатышей.

– Игорь Эдуардович, это ведь интересные взаимоотношения, новый этап в отношениях КМЗ с ГОКом. Это работа по новой схеме?

– Да, это работа по новой схеме, где теперь гораздо более жесткие обязательства у нас по производственной программе, по расходным коэффициентам. Вот теперь эти задачи в более жестких рамках мы будем решать.

– Игорь Эдуардович, ведь мы в следующем году в марте планируем задуть первую доменную печь?

– Да, верно. Пуск и освоение доменной печи №1 после длительной консервации будет осуществляться в рамках договорных отношений по поставке неофлюсованных окатышей: это сырье будет в дальнейшем использоваться на доменной печи №1.

– Игорь Эдуардович, очень важно в вашей работе технического отдела создать условия, когда для получения лучшего результата достигается полный консенсус в обсуждении вопросов и задач со специалистами доменного цеха, других подразделений. Ведь от этого зависит успех общего дела, развитие, совершенствование металлургической основы нашего ПАО «КМЗ». Есть ли тут у вас взаимопонимание?

– Безусловно, есть. Есть же известное выражение: «В спорах рождается истина». Идут обсуждения, дискуссии, конструктивные споры, где в результате приходим к общему мнению, вырабатываем общую концепцию и придерживаемся выработанных положений в дальнейшей работе. Конечно, без такого взаимопонимания мы не смогли бы достичь нужного результата.

:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"