Энергохозяйство доменного цеха в надежных руках

Интервью заместителя начальника доменного цеха по энергохозяйству Максима Алексеевича Бутенко.

– Максим Алексеевич, какая задача поставлена перед вами в смысле энергетики, энергохозяйства, в связи с капитальным ремонтом первой доменной печи?

– Наша служба должна обеспечить 100-процентную надёжность электроснабжения всего комплекса печи. Исходя из этого, основной задачей, которую мы сейчас выполняем, является подготовка системы охлаждения печи, в связи с тем, что печь находилась на сокращённом расходе воды.

Была проведена продувка верхней поверхности холодильников сжатым воздухом. При сокращённом расходе воды скорости её прохождения через систему водоснабжения падают, и органические отложения могут откладываться на стенках.

– В ходе проверки обнаружились какие-то отложения?

– Несомненно, отложения происходят каждый год, а в этом году они проходили наиболее интенсивно. Была выполнена механическая очистка фильтров. Эта работа производится после каждого весеннего паводка.

В этом году паводок был незначительным, нарастания были средними.

В мае по нашим заявкам были поставлены два насоса для комплекса доменной печи: это насос скиповой ямы и насос охлаждения БЗУ.

Произвели монтаж этих насосов, опробование, сейчас они подготовлены к работе.

– Насосы типовые или какие-то другие?

– Для скиповой ямы – это специальный шламовый насос, который позволяет откачивать загрязненную воду. Для БЗУ мы пошли по пути подбора другого типа насоса. Ранее был установлен немецкий насос, нетиповой, многоступенчатый. В соответствии с его характеристикой, чтобы не изменять никоим образом общий комплекс охлаждения БЗУ, подобрали уже российский аналог данного насоса, приобрели его и установили. Этот насос более простой в эксплуатации и позволяет в случае поломки, не меняя самого насоса, заменить какую-то из его отдельных частей.

При осмотре комплекса была проведена ревизия электрооборудования, конвейерного хозяйства, кранового хозяйства печи.

– А комплекс загрузки, шихтоподачи?

– Было проведено поэтапное опробование загрузочного комплекса, в ходе которого выявлены замечания, составлены ведомости дефектов, приобретены запчасти. Своими силами провели замену, сейчас всё подготовлено.

Проведён нагрев воздухонагревателей печей до температуры 800 градусов. Сейчас воздухонагреватели находятся в поддерживающем режиме, для того, чтобы по окончании футеровки произвести сушку внутри футеровки печи уже через разогретые воздухонагреватели.

– Вы приобретали что-то новое для усовершенствования работы печи?

– По насосному оборудованию уже было сказано. Сейчас остро встал вопрос о неисправности теплообменника как раз комплекса охлаждения БЗУ. Фактически он уже неремонтопригоден, и вот сейчас, на данном этапе, проводим подбор или аналогов, или более совершенного теплообменника. Это мы делаем совместно со службой главного энергетика, службой снабжения.

На пуск печи это не повлияет, мы сделали схему, на которой указали, как обойти в данный момент этот теплообменник, но всё равно эта работа будет проведена в ближайшее время.

– Сроки пуска домны передвинуты, но, тем не менее, есть ещё задачи, которые необходимо выполнять.

– Это так, но я считаю, что с точки зрения энергообеспечения печь к пуску подготовлена. В любой момент принятие решения по её к пуску с нашей стороны вопросов не встретит.

– Максим Алексеевич, у вас, конечно, есть специалисты, которые выполняют весь объём работ. Можно сказать, сколько сейчас ваших людей работают на ремонте печи и каков круг их обязанностей?

– Основной костяк – это инженерная служба и энергохозяйство доменного цеха: мастер водопроводных работ Силин, бригады, в зависимости от вида выполняемых работ от трёх до пяти человек, это замначальника по электрохозяйству Михаил Александрович Синёв. Ему тяжелее, у него очень обширный фронт работ помимо первой печи, но на момент ревизии оборудования он постоянно держал бригаду порядка трёх-пяти человек.

Мастер газового хозяйства Сергей Николаевич Фомин, на котором полная ответственность за блоки воздухонагревателей, за обеспеченность надёжности и правильности их разогрева, потому что от этого зависит качество и долговечность работы воздухонагревателей. Ежедневно на пульте постоянно в смене находится газовщик, который отслеживает режим сушки разогрева и при необходимости корректирует его.

– Можно сказать, что работа у вас идёт планово. У Вас уже есть определённый опыт. Напомните, сколько лет Вы уже работаете на Косогорском металлургическом заводе?

– В металлургии порядка 25 лет, а на заводе – в октябре будет два года.

– Вы ощущаете себя уже достаточно готовым к масштабным работам? Ведь для капитального ремонта первой доменной печи были установлены сжатые сроки. Перед этим была третья доменная печь, а впереди ждут другие серьёзные работы.

– Нужно сказать, что каждый ремонт индивидуален, всегда есть свои особенности. Иметь опыт хорошо, но многое приходится решать непосредственно в процессе работы. Каждый раз на каждом ремонте возникают какие-то свои задачи и вопросы. Иной раз приходится начинать и «с чистого листа».

– Это случается, наверное, тогда, когда импортное оборудование приходит без инструкции, или инструкция не является полной? До всего приходится своим умом доходить, как это случилось в своё время с БЗУ. И всё-таки какая-то теоретическая база должна быть? Надо иногда читать специальную литературу, заглядывать в интернет… Надо теоретически расти, чтобы быть готовым к таким ремонтам.

– Всё же БЗУ эксплуатируется уже не первый год, при этом был наработан опыт, и его учли при пересмотре инструкций по эксплуатации. Это большая помощь.

Несомненно, сейчас интернет оказывает очень большую помощь. Да и никакая фирма из поставщиков сейчас не отказывает при необходимости в документации. Если не получается своими силами, на помощь приходят службы технического отдела, оборудования или снабжения.

:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"