Интервью начальника управления автоматизации и механизации Дмитрия Валентиновича Боницкого
– Дмитрий Валентинович, после капитального ремонта была задута и пущена в производство вторая доменная печь. Давайте подведём некоторые итоги и отметим то, что сделано службами возглавляемого Вами управления. Автоматизированные системы управления – вещь серьёзная. Говоря о техническом прогрессе, о том, что мы сейчас имеем на нашем заводе, давайте вспомним, что было сделано.
– Мы выполнили всё то, что планировали. Доменная печь №2 невелика по объёму и немолода по возрасту. Поэтому АСУ там гораздо менее развита, чем на других печах. Можно сказать, там установлен необходимый минимум автоматизации. Что входит в этот минимум? Прежде всего – загрузка печи, которая обеспечивает дозирование кокса. Мы знаем, что механизмы работают с некоторой погрешностью, поэтому в одну подачу кокса могло быть насыпано больше или меньше, чем задано. Дозирующая система компенсирует эту разницу в последующих подачах. Таким образом повышается точность загрузки кокса.
Домну обслуживают коксовые и рудные весы. С коксовыми всё понятно. Мы полностью автоматизировали эту систему, она дозирует в автоматическом режиме. Ей дали задачу, сколько нужно кокса подать, она столько и отработает. В отношении рудных весов ситуация менее благополучная, так как это самоходный вагон, постоянно перемещающийся по подбункерному помещению. Процесс перемещения сильно усложняет работу автоматики, не позволяет реализовать дозирование материалов с необходимой степенью надёжности. Кроме того, конструктивно процесс работы этих весов невозможен без существенного вмешательства машиниста.
Некоторое время назад на эти весы нами была установлена современная электронная система взвешивания, которая позволяет регистрировать данные о загрузках, то есть контролировать работу персонала по загрузке доменной печи рудными материалами, с сохранением электронной базы данных, с последующими анализами.
Та часть, которая была сделана, во время капитального ремонта была подвергнута серьёзной ревизии. Были заменены датчики веса, которые в процессе эксплуатации получили наивысшую степень износа. Соответственно, была проведена настройка, калибровка этих весов и осуществлён пуск их в эксплуатацию.
У нас есть ещё одни весы, которые расположены на литейном дворе второй доменной печи. Они используются для контроля при отгрузке ферромарганца с литейного двора на склад. Весы эти весьма важны для оценки доменным цехом количества отгруженного с литейного двора ферромарганца. Эти весы были построены примерно в 2002 году, и во время этого ремонта ДП №2 мы капитально отремонтировали и их. Мы полностью сняли грузоприёмную платформу, перебрали её, выправили, так как она была деформирована за счёт температурных и ударных нагрузок. Была заменена система фиксации этой платформы. Произведена полная замена комплекта датчиков веса.
– Заменённые датчики были новыми, или стояли раньше, и вы их отремонтировали?
– Был приобретён комплект новых датчиков. Датчики веса не ремонтируются в силу своих конструктивных особенностей.
Все вопросы по ремонту весов решал Анатолий Беляков, руководитель весового хозяйства, и подчинённая ему служба совместно с доменным цехом и всеми службами ремонта, которые обеспечивают перемещение тяжелых устройств, в том числе и грузоподъёмной платформы, которая весит порядка тонны.
– А как сейчас со связью на ДП №2?
– Было принято решение заменить кроссовый шкаф, узловое устройство кабельной системы ДП №2, куда приходят магистральные кабели, которые потом распределяются по всем телефонным аппаратам и переговорным устройствам доменной печи.
Кроме того, все кабели, имеющие несоответствующие требованиям характеристики, были заменены.
И, вероятно, наиболее трудоёмкая работа была проведена с программным обеспечением, управляющим загрузкой и дозированием шихтовых материалов и предоставляющим данные о температуре и давлении (и других технологических характеристиках) на экранах рабочих станций. В большей мере это связано с тем, что была произведена замена этих рабочих станций и мониторов на более современное оборудование. Мы установили широкоформатные мониторы с другим, по сравнению с предыдущими мониторами, соотношением сторон. Соответственно, рабочие экраны стали более информативны. Что это повлекло за собой? Учитывая, что информация и её предоставление изменились, было полностью переработано программное обеспечение.
Кроме того, была проведена оптимизация критических участков программного обеспечения. Оно стало менее ресурсоёмким и более надёжным. Добавились средства удалённого контроля работы блоков программного обеспечения. Проведена большая и серьёзная работа, в которой были задействованы программисты АСУТП, ну и, соответственно, все те специалисты, которые эти станции монтировали, вводили в эксплуатацию: дежурный персонал и инженеры. Будем надеяться, что эти действия позволят персоналу доменного цеха качественнее плавить ферромарганец, не допускать проблем в работе оборудования.
– Дмитрий Валентинович, можете назвать тех, кто принимал участие в этой большой и нужной работе?
– Михаил Кузнецов и подчинённый ему персонал, занимавшиеся электрической частью и взаимодействием с КИП, осуществляли монтаж, установку, пусконаладочные работы.
Алексей Чернов – начальник отдела АСУТП, программисты: Константин Калюжный и Евгений Щеголев – специалисты, разработавшие программное обеспечение. Главный специалист Алексей Иванов – проектировал электронную часть весовых устройств, которая имеет свою серьёзную специфику. Это начальник весового хозяйства завода Анатолий Беляков, о котором мы уже упоминали, это слесарь КИПиА Александр Уткин.
– Качественно проведя такой ответственный капремонт, можно сказать, что с таким коллективом можно решать и более сложные задачи?
– Коллектив у нас очень высококвалифицированный. Он за определённое время, можно сказать, выкристаллизовался. Кто не умел или не хотел работать, те ушли. На их место пришли те, кто способен решать большие и сложные задачи. Специалисты, работающие здесь, уникальны. Не зря один великий человек утверждал, что кадры решают всё. Наши кадры могут решить практически любые вопросы в области автоматизации. Была, например, фабрика по выпуску брикетов. В строительстве, пуске в эксплуатацию мы принимали непосредственное участие совместно с подрядчиками. Трудились те же люди, которые занимались второй доменной печью. Там было совершенно другое оборудование, совершенно другая специфика, но мы перестраивались и выполняли поставленные задачи.
Надо беречь таких людей, не допустить их ухода на другие предприятия. В теперешнее непростое время это весьма сложная задача для всех: и для меня, и для администрации завода.
– В вашей работе, как и в любой другой, нужен рост, движение вперёд, здесь необходимо работать с первоисточниками, читать литературу, где появляются новые веяния, новые направления. Как говорит закон диалектики: единственная постоянная вещь в мире – это беспрерывное изменение.
– Да, вы правы. Главное – это движение, движение к совершенству. Безусловно, необходимо постоянно изучать новое и закреплять знания практикой. Однако очень многое зависит от движения вперёд предприятия. Чем больше появляется новых задач, тем это движение вперёд более практично. Будем надеяться, что наши ребята принесут заводу ещё очень много пользы.
:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"