Рассказывает директор по региональным продажам и маркетингу ПАО «КМЗ» Александр Львович Пушкарёв.
– Всем известно, что в последние месяцы наш завод устойчиво и успешно работал двумя печами на выплавке чугуна и ферромарганца. Но обстановка на рынке чугуна постоянно меняется, и мы сейчас готовимся к тому, чтобы временно остановить производство чугуна и двумя доменными печами работать на выплавке ферромарганца.
Это событие произойдет в первом квартале 2019 года. На выплавке ферромарганца двумя печами планируем работать в течение нескольких месяцев, и затем снова перейдём на производство чугуна на одной из доменных печей.
В таком режиме завод никогда не работал, но уверены, что сумеем работать в таком режиме. Пробные периоды у нас были: в мае уже работали двумя печами на выплавке ферромарганца и знаем, с какими коммерческими, технологическими и другими вопросами столкнёмся при возобновлении работы двумя печами. Но мы определенный опыт уже имеем и знаем, как эти вопросы решать.
Второй момент, который хотелось бы отметить, заключается в том, что наши постоянные потребители чугуна никаких неудобств от того, что мы какое-то время не будем производить чугун, не получат. Сейчас мы формируем складские запасы чугуна на заводе, которые обеспечат удовлетворение потребностей наших постоянных потребителей.
Перед нами стоит задача производства и складирования высококачественных марок чугуна: нодулярного, полунодулярного, литейных марок. Мы рассматриваем выплавку простых чугунов, которые обычны для других производителей, как производство для нас неприемлемое.
Почему это так? Если напомнить, что из себя представляет рынок товарного чугуна, то сегодня мы оказались в таких рыночных условиях, когда восемь производителей товарного чугуна в России составляют очень высококонкурентный рынок.
Косогорский металлургический завод – единственное предприятие в России, производитель товарного чугуна, которое не входит в вертикально интегрированные холдинги. Другими словами, мы не имеем собственного сырья. Сегодня рынок сырья в России сложился таким образом, что российские потребители сырья и предприятия перерабатывающей промышленности, которые в дальнейшем отталкиваются в производстве своей продукции от себестоимости сырья: машиностроительные, автомобилестроительные предприятия, и вся промышленность, которая связана с металлургией – эти предприятия не имеют того конкурентного преимущества, которое они должны иметь, исходя из того, что в России есть сырье в достаточном количестве.
Сегодня сырьевая база, в первую очередь железорудное сырье, во многом служит интересам только вертикально интегрированных холдингов, но не всей экономике России. Это основная проблема, которая сейчас есть.
Железорудное сырьё – высокорентабельный продукт – экспортируется без пошлин, кокс – с минимальными пошлинами. Значительные объёмы металлургического сырья отправляются на экспорт, а российские потребители вынуждены приобретать сырьё по ценам не ниже мировых. Иными словами, российские потребители не имеют никаких конкурентных преимуществ от наличия в стране самой крупной в мире сырьевой базы.
О том, что проблема есть, говорит тот факт, что помощник президента России по экономике Андрей Белоусов поднял вопрос о том, что вертикально интегрированные металлургические холдинги зарабатывают достаточно большую прибыль, и речь идет о перераспределении этой прибыли в пользу российской экономики.
Вопрос был поднят, но развития он не получил…
Наше предприятие наиболее остро видит эту проблему. Потому что, с одной стороны, мы вынуждены покупать дорогое металлургическое сырьё, с другой стороны – вынуждены вести продажи нашей продукции в верхнем ценовом сегменте, поскольку позволить себе производить продукцию в нижнем ценовом сегменте, либо в среднем ценовом сегменте мы не можем: в таком случае мы будем работать себе в убыток.
Поэтому нашей стратегией является производство высококачественных марок чугуна: нодулярных, литейных чугунов всех марок. Позволить себе производство простых передельных чугунов мы не можем. Производство высококачественных чугунов – единственный путь сохранения производства чугуна ПАО «КМЗ».
Наш завод в плане производства премиальных марок чугуна объективно добился однозначного успеха. Сегодня на рынке очень хорошо известно, что косогорский чугун – это самый лучший, самый качественный чугун в России. Наши конкуренты пытались и пытаются произвести чугун такого же качества, как наш. Но у них не получается по разным причинам, об этом можно долго рассуждать.
Технология производства высококачественного чугуна известна давно, но одно дело понимать, как это сделать, другое дело – воплощать это в реальности. Я бы даже сравнил наш чугун с тульским пряником. Все знают: есть тульский пряник, знают его рецептуру. Но никто ещё не научился делать тульский пряник лучше, чем туляки. И не научатся. Потому что здесь не просто объяснить ситуацию, за этим стоит история, многолетняя традиция.
То же самое и с косогорским чугуном, высокое качество которого никто не может повторить.
Говоря о том времени, когда планируем продавать ферромарганец, выплавленный двумя печами, мы стараемся удовлетворить всех наших внутренних потребителей, и в то же время готовимся выходить на экспортные премиальные рынки. Это будет увеличение экспортных поставок ферромарганца. Сейчас уже готовим материалы, стараемся узнать, какие требования предъявляются к ферромарганцу экспортному. Будем стремиться сделать всё, что от нас зависит, чтобы косогорские чугуны и ферромарганец никогда не исчезли с рынка.
:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"