Экологическая ситуация вокруг КМЗ

Интервью с главным инженером ОАО «КМЗ» Андреем Геннадьевичем Шалыгиным

– Андрей Геннадьевич, в средствах массовой информации наш завод неоднократно подвергался критике. Отмечалось неблагоприятное состояние экологии вокруг КМЗ. Упоминался при этом шламонакопитель. На заводе разработаны и осуществляются меры по решению этой проблемы. Можно рассказать об этих мерах подробней?

– Если мы начали разговор со шламонакопителя, то следует сказать, что шламонакопитель сам по себе не является носителем экологических проблем, поскольку это всего-навсего техническое гидросооружение и речь, прежде всего, должна идти о его безопасной эксплуатации. Основная проблема, связанная со шламонакопителем – это объем содержащихся в нём продуктов очистки доменного газа. Работники, обслуживающие его, должны следить, чтобы шламонакопитель не переполнился, и, как следствие, эксплуатировался ещё не один десяток лет. Нужно отметить, что шламонакопитель у нас – сооружение эксклюзивное. Шлам, поступающий в него разнородный по своему составу. Ведь мы выплавляем и передельный, и литейный чугуны, и ферромарганец, поэтому один слой шлама в накопителе по химическому составу отличается от другого. Использование такого шлама ограничено, его нельзя использовать, например, для цементного производства, так как в нём слишком высоко содержание марганца. Но мы сейчас говорим о шламонакопителе как о гидротехническом сооружении, в котором осветляется и очищается от взвешенных веществ вода оборотного цикла доменной газоочистки.

В данный момент мы реализуем программу по очистке осветлённой воды до качества соответствующего условиям рыбохозяйственного значения. Эти условия содержат очень жёсткие требования. Они гораздо жёстче, чем требования к питьевой воде.

Прежде чем приступить к реализации проекта, долгое время проводились предварительные исследования. Для этого мы приобрели «пилотную» установку. На ней были получены неплохие результаты по очистке осветлённой воды. Эти результаты дали нам основание рассчитывать на то, что промышленная установка справится с задачей очистки для утилизации воды шламонакопителя, и на данный момент мы реализуем внедрение уже промышленной установки, правда, пока в неполном варианте. Из восьми ниток смонтирована одна. Планируется получить производительность установки по очистке воды до 10-12 куб.м/час. Понятно, что пока, в период эксперимента, производительность будет поменьше. Установка из одной нитки была включена в опытную эксплуатацию в начале июля. Сейчас ведутся пусконаладочные работы, и в конце августа мы уже увидим, какова же производительность у установки в целом.

Установку монтирует литовская фирма «Мембранинес Технологиос». С этой фирмой мы знакомы давно, но если раньше мы сотрудничали, можно сказать, теоретически, то теперь сотрудничество перешло в практическое русло. Бюджет этого проекта в целом составляет порядка 70 млн. рублей. Он включает в себя как саму установку, так и создание ее инфраструктуры. Установка полностью решит задачу по очистке осветлённой воды нашего шламонакопителя. Ещё раз подчеркну, что такого шламонакопителя, как у нас, нет ни на одном предприятии. Он уникален, как уникально всё наше предприятие, на котором выплавляются различные виды чугунов и ферромарганец. Мне приходилось бывать на заводах Украины и видеть, как там решают эту задачу недопустимым способом, а именно осветлённую воду сбрасывают либо напрямую в реку, либо в шламонакопитель, дамбы, которого постоянно дренируют. Таким образом, осветлённая, но неочищенная вода поступает в водоём.

Мы вкладываем средства в такие мероприятия, чтобы не допустить тех экологических проблем, которые существуют на других предприятиях. Даже если не получиться достичь качества воды, отвечающего требованиям рыбохозяйственного значения, мы сможем использовать её в оборотных циклах технического водоснабжения, например в ТЭЦ-ПВС на охлаждение турбин, где у нас замкнутый цикл «градирня – турбина». Также можно использовать очищенную воду и на участке разливочных машин, где у нас также оборотный цикл. В конечном итоге, эту воду возможно использовать где угодно. Она будет не хуже, а гораздо лучше по своим показателям используемой нами технической воды.

– Означает ли это, что мы будем меньше забирать свежей воды?

– Это именно так. Мы будем меньше забирать воды безвозвратно из реки. Есть такое понятие – безвозвратные потери. Как следствие, здесь мы будем оказывать пусть не прямое, а косвенное влияние на улучшение экологии.

Рассмотрим ситуацию далее.

Если сравнивать с прошлым периодом работы предприятия, а именно, когда у нас работали цементный цех, цех фитингов, то по сути дела в настоящее время в два-три раза снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Во время проведения капремонта первой доменной печи мы построили аспирационные установки, улавливающие выбросы, которые происходят при выпуске чугуна и загрузке шихты в доменные печи. Аспирационные установки обошлись заводу примерно в 5 млн. долларов.

Был реализован проект по установке сухих газоочисток. Этот проект реализовывался с целью снижения нагрузки на шламонакопитель и возврата пыли обратно в доменное производство. В отношении сухих газоочисток мы стали первопроходцами. Впервые не только в России, но и в Европе были построены наши сухие газоочистки. Сухие газоочистки используются в основном в Китае, но там предприятия работают совсем в других условиях, отличных от наших, в более мягких, щадящих. У нас совсем другие шихтовые условия, отсюда возникают и передаются на сухую газоочистку все связанные с этим проблемы.

После того, как этот проект был внедрён, сухую газоочистку ДП-1 пришлось доработать самим, потому что организация «Днепроэнергосталь», которая проектировала и поставляла нам оборудование газоочистки, была, мягко говоря, недостаточно компетентна в этом вопросе. Мы её доработали, как говорится, довели до ума, и теперь сухая газоочистка первой доменной печи стабильно работает.

С сухой газоочисткой второй доменной печи не всё так просто. Здесь условия при выплавке ферромарганца сложнее, чем на газоочистке первой доменной печи. Значения температуры колошникового газа и свойства пыли при выплавке ферромарганца существенно отличаются от свойств пыли, которая образуется при выплавке литейного и передельного чугунов. Поэтому вопрос использования сухой газоочистки ДП-2 изучается, есть теоретическое понимание решения данного вопроса. В газоочистке требуются серьёзные доработки как в системе охлаждения, так и в системе выгрузки колошниковой пыли.

На данный момент теоретические проработки продолжаются, и мы эту тему не закрываем. Пока эта тема не первого приоритета, но тем не менее, мы про неё не забываем и со временем, без сомнения, найдём способ сухой очистки доменного газа при выплавке ферромарганца.

Ранее, в период капитального ремонта первой доменной печи, мы планировали тремя печами выплавлять почти миллион тонн чугуна в год. Но сейчас мы производим порядка 500 тысяч тонн в год, работая на 2-х доменных печах. Так как производство снизилось, мы используем меньшее количество сырья, получаем меньшее количество продукции, и как следствие, имеем меньшее количество выбросов.

Значительному улучшению экологической обстановки способствуют объективные причины – снижение производства и те мероприятия, о которых говорилось выше.

Мы построили брикетную фабрику для того, чтобы брикетировать отходы нашего производства и возвращать их в доменную печь. Мы эту технологию опробовали, до конца от неё не отказались, но той эффективности, которую ожидали от реализации данного проекта, мы не достигли. Есть разные варианты дальнейшей судьбы участка по производству металлургических брикетов, но пока мы находимся в поиске решений и рассматриваем различные варианты.

В качестве примера снижения объемов выбросов можно упомянуть, что по твёрдым веществам по сравнению с прошлым временем произошло снижение в 2,7 раза, по оксиду углерода на 18 %, по оксиду азота в 3,3 раза, по оксиду серы в 3,4 раза, по цианидам в 2,2 раза, по аммиаку на 19 %.

Капитальный ремонт первой доменной печи можно назвать экологическим мероприятием, потому что на ней был установлен засыпной аппарат фирмы «Пауль Вюрт». Этот аппарат имеет несколько другую технологическую схему работы, вследствие чего сокращаются выбросы в атмосферу.

Во все эти мероприятия были вложены крупные инвестиции, и в производство и в экологию.

Что касается работ, которые осуществляются и планируются в настоящее время, здесь с точки зрения документального сопровождения нашего предприятия разрабатывается новый проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Разрабатывается и практически уже находится на рассмотрении надзорных органов проект НДС (нормативно-допустимых сбросов) относительно сбросов на очистных сооружениях.

Кроме того был разработан основной серьёзный проект – проект санитарно-защитной зоны предприятия. Это огромная отдельная тема, но, тем не менее, можно сказать, что проект первоначально предполагал работу всех трёх печей с планируемой производительностью почти в миллион тонн в год.

Сейчас производительность сократилась, и мы идём на разработку нового проекта, который приближен к сегодняшнему положению дел на предприятии. Здесь мы чётко определяем границы санитарно-защитной зоны, границы реальные, фактические, чтобы уже понимать, где и какое негативное воздействие на окружающую среду и на людей, проживающих в непосредственной близости от предприятия, мы оказываем. Эта серьёзнейшая работа началась и продлится минимум 2 года.

Также мероприятия, связанные с экологической деятельностью завода заключаются в том, что постоянно проводится ремонт котлов ТЭЦ и в планах у нас реализация проектов по модернизации котлов. Имеется в виду полный перевод котлов БКЗ на работу не на смешанном газе, а на доменном. То есть, мы говорим, что доменный газ, который мы сейчас сжигаем на свечах дожигания, впоследствии будет направлен в котёл. Как следствие – это поддержка экономики плюс защита экологии. Из двух свечей дожигания мы оставляем одну. Основное количество доменного газа будет сжигаться в котле. Тем самым получаем дополнительное топливо и не выбрасываем этот газ в атмосферу. Всё это планируется выполнить в 2015-2017 году.

Известно, что на первой доменной печи есть проблемы с охлаждением. Во время замены холодильных плит ДП-1 будет введена в эксплуатацию отремонтированная доменная печь №3. А в дальнейшем поступим так, как нам позволит рынок: либо после ремонта первой печи мы будем работать тремя печами, либо на двух печах – первой и третьей.

Доменная печь №3 у нас универсальная. Её ремонтировали с таким условием, чтобы она могла выплавлять и ферромарганец, и чугун. И если уж мы говорим о мероприятиях по экологии, то третья печь при вводе её в эксплуатацию также будет включена в систему аспирации, тем более, что аспирационная установка по своей мощности позволяет очищать воздух рабочих зон литейных дворов и первой печи, и третьей печи.

Мы провели предпроектную проработку данного вопроса. Проекта пока нет, но есть техническое решение, и мы можем подключить третью печь к аспирации первой доменной печи и как следствие ещё более сократить выбросы в атмосферу. Весь воздух рабочих зон литейных дворов этих печей мы будем очищать.

Имеется возможность реализовать вариант аспирации подбункерного помещения на участке ДП №3 путем врезки в аспирацию ДП №1 и максимально сократить выбросы в атмосферу на этом участке.

Рассматриваются варианты снижения выбросов и на рудном дворе путём применения системы орошения. У нас система орошения установлена на первой эстакаде. При выгрузке окатышей мы ею обязательно пользуемся.

Рассматриваем варианты установки такой системы и на эстакадах №4 и №5, где выгружают кокс. Кокс и окатыши – основные пылящие материалы, поэтому здесь основной акцент делается, прежде всего, на нейтрализацию исходящей от них пыли.

Подводя итог нашего разговора, можно сделать вывод, что ситуация вокруг экологии на нашем предприятии изменилась в лучшую сторону.

:
Пресс-центр ОАО «КМЗ»