статья директора по региональным продажам и маркетингу Пушкарева А.Л.
Ноябрь – традиционный период, когда мы подводим предварительные итоги уходящего года, задумываемся над тем, как будем работать в следующем году.
Если говорить о том, как мы прожили этот год, как складывалась для нас рыночная ситуация, то следует отметить, что в завершающемся, 2013 году, мы продолжали развивать направление, которое считаем стратегическим для нашего предприятия. Это относится к тому, что мы себя позиционируем (и рынок нас так же позиционирует), как производителей высококачественных чугунов: нодулярных, полунодулярных, всех видов литейных чугунов.
Такая концепция позволяет нам выделяться среди других производителей товарного чугуна, и сегодня мы в этом плане являемся лидерами на рынке продаж высококачественных товарных чугунов.
Эта концепция позволяет нам также удерживаться на лидирующих позициях на внутреннем рынке России, Белоруссии, Украины, Казахстана. На экспорт мы стараемся поставлять также только нодулярные и полунодулярные чугуны. Это даёт определённый экономический эффект. Такие чугуны всегда продаются с определённой премией по цене, и мы считаем, что потребность в высококачественных чугунах будет расти.
Для этого есть определённые предпосылки: Россия вступила в ВТО, а это предъявляет дополнительные требования к конкурентоспособности нашей промышленности, потому что для того, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимо использовать качественное сырьё.
Это один момент, который присутствовал в 2013 году. Второй момент, который влиял на продажи – общая экономическая ситуация как в мире, так и в России. Известно, что тяжёлая ситуация была и в Европе, она сказалась и на российском рынке. Официально подтверждено: российский рынок находится в стагнации. Стагнация означает, что промышленное производство внутривалового продукта (ВВП) практически не растёт. А в отдельных отраслях промышленности наблюдается уже и рецессия. Мы это видим, чувствуем, сталкиваемся с этим каждый день в отношениях с нашими потребителями и другими предприятиями.
Прогноз такой, что рецессия скорей всего продолжится и в 2014 году. Поэтому будет накладываться определённый негатив и на продажи. Рынок будет сужаться, конкуренция расти.
Всё это заставляет нас ещё больше мобилизоваться на выполнение тех задач, которые мы перед собой ставим. В первую очередь это безаварийное производство, снижение себестоимости нашей продукции, повышение его качества, ещё более полное удовлетворение потребностей наших потребителей.
Надеяться мы можем только сами на себя. Мы сегодня остались единственным предприятием по производству чугуна в России, которое не имеет собственной сырьевой базы.
Все предприятия, которые не имели собственной сырьевой базы, уже закрылись. Это и Верхнесинячихинский, и Алапаевский металлургические заводы, и доменное производство Липецкого предприятия «Свободный сокол». Тысячи людей остались без работы, и мы, естественно, не хотим повторить судьбу этих предприятий. У нас есть всё для того, чтобы быть не только в рынке, но и быть лидерами рынка, и продавать свою продукцию в прибыль.
Многое зависит от нас. Но есть моменты, которые могут повлиять критически на нашу экономику. В частности, в отношении стоимости сырья, которое мы вынуждены покупать, можно сказать следующее.
В 2013 году в какой-то степени положение на рынке сырья изменилось. Говорят, что период роста цен на сырьё закончился, и начался период их корректировки. Это мы наблюдали на рынке кокса. Цены на кокс падали, что играло нам на руку.
Но на рынке железорудного сырья такой тенденции не было: цены здесь или оставались стабильными, или продолжали свой рост, несмотря на то, что цены на чугун падали.
К сожалению, наше правительство всё направило на откуп рынку, то есть сырьевые цены в России зависят от того, как складывается ситуация на мировых рынках. Считаем, что это неправильно.
Правительства других стран, в частности Китая и Индии, на поводу у рынка не идут. Хочется сказать, как правительство Китая относилось к ценам на кокс.
Фактически там действовали заградительные экспортные пошлины, которые составляли 40%, вследствие чего производители кокса в Китае не имели возможности экспортировать свой кокс, а вынуждены были отгружать его внутренним потребителям. Тем самым правительство Китая обеспечило достаточное низкие внутренние цены на кокс для своих внутренних потребителей и тем самым стимулировало рост производства.
Когда период роста сырьевых цен прошёл, правительство Китая отменило 40-процентные экспортные пошлины. Сегодня Китай занимает второе место по экспорту кокса в мире.
В результате производители кокса стали его экспортировать. И цены на кокс начали снижаться. Сегодня мы должны благодарить не правительство России, а правительство Китая за то, что цены на кокс снизились. Считаем также, что это неправильно.
На рынке железорудного сырья такая же ситуация. В Индии действуют экспортные пошлины на железорудное сырьё. В России экспортная пошлина равна нулю, то есть, её нет. При этом производство железорудного сырья является суперприбыльным
Фактически российское правительство оказывает «медвежьи услуги» олигархическим структурам. Почему «медвежьи услуги»?
Сегодня поздно вводить экспортные пошлины на кокс, потому что цены на кокс уже снизились. Если бы, когда цены на кокс были высокие и существовали бы экспортные пошлины, тогда правительство обеспечило бы достаточно низкие внутренние цены на кокс в России, то и не закрылись бы предприятия, которые были перечислены выше.
Сегодня у наших коксовиков был бы достаточный рынок сбыта в России. А его сегодня нет. И они вынуждены увеличивать отгрузки на экспорт. А отгрузки на экспорт в современных рыночных условиях приносят только убыток. Это всё говорит о важности роли правительства, особенно для стран, у которых большое количество сырья. А Россия обеспечена всем сырьём: и угольным, и коксующимся, и железорудным. Но политика правительства в этом вопросе практически отсутствует.
К сожалению, изменений в этом вопросе пока не видно, хотя ростки изменений появляются. Мы слышим о том, что рост тарифов РЖД будет заморожен. Нечего сказать, правильное решение, хотя и запоздалое. Эту меру надо было вводить не сегодня, когда экономика находится в стагнации и близка уже к рецессии, а несколько лет назад.
Так же надо было бы поступать и с сырьевыми активами. Можно было обеспечить достаточно низкие внутренние цены на кокс, коксующийся уголь, железорудное сырьё. Тогда предприятия в России строились бы, а не закрывались. Россия такую возможность теряет каждый год. Мы не используем того, что у нас есть. Фактически оказываем услуги нашим соседям – отправляем им дешёвую сырьевую продукцию.
Такой негатив влияет на деятельность не только нашего предприятия, но и всей России в целом.
На рынке ферромарганца мы занимаем достаточно прочную позицию. Сегодня это наше производство востребовано. Мы ферромарганец не складируем в отличие от прошлых лет, на складах его нет: он весь сразу же уходит потребителям. Нам его сегодня даже не хватает, и мы не можем удовлетворить все потребности.
Мы отправляем ферромарганец и в Россию, и в Белоруссию, и даже на Украину, где есть собственные производители ферросплавов, в том числе и ферромарганца. Но они не делают такой высококачественный ферромарганец, какой производим мы. Мы себя на этом рынке ощущаем достаточно прочно.
Конечно, мы не удовлетворены теми ценами, которые сложились, но это рыночные цены.
Следует отметить, что ценовое «дно» пройдено: два последние месяца цены на ферромарганец повышались. Мы не ожидаем каких-то резких скачков цен из-за общей ситуации на рынке, но, по крайней мере, думаем, что и падения цен не будет.
Повторюсь: многое зависит от того, как будут справляться наши производственники с поставленными плановыми заданиями, с заданиями по снижению себестоимости, по увеличению объёмов производства товарного ферромарганца.
В конечном счёте всё зависит от нашей общей работы. Мы знаем о тех угрозах, которые могут нас ожидать, знаем, как мы можем на это отреагировать, и ценим то, что наши потребители знают нас с хорошей стороны. Надо поддерживать своё реноме и бороться с теми трудностями, которые нам преподносит жизнь.
: Пушкарев А.Л.
директор по региональным продажам и маркетингу