ОАО "КМЗ": Наша основная задача – быть самыми эффективными на рынке чугуна

интервью с директором по коммерции и развитию ОАО "КМЗ" Е. А. Шурхно.

— В последнее время мы наблюдали остановку доменных печей на метпредприятиях, которые не имеют собственной сырьевой базы. В частности "Свободный Сокол", Алапаевский МЗ и Чусовской МЗ прекратили выпуск чугуна, аргументируя это завышенными ценами на ж.р.с. на фоне слабой активности на мировом рынке. При этом Косогорскому МЗ, находясь в таких же условиях, удается на протяжении последних лет удерживать стабильные объемы производства и отгрузок товарной продукции. В чем ваш секрет успеха?

— Наша бизнес-модель несколько отличается от вышеупомянутых заводов. У нас, кроме производства чугуна, есть доменная печь, производящая высокоуглеродистый ферромарганец. Это дает некоторые преимущества и устойчивость при колебаниях цен на чугун и ферросплавы. В остальном мы очень похожи:

  • отсутствие собственных источников сырья (в отличие, например, от "Тулачермета", "Уральской Стали" и других);
  • отсутствие дальнейшего (стального) передела;
  • удаленность от источников сырья и морских портов при отгрузке на экспорт.

В таких условиях ведения бизнеса во главу угла ставится интеллектуальная система управления предприятием: обеспечение производства сырьем, топливом, расходными материалами и оборудованием, сбытовая политика, разработка продуктовой линейки, кадровая работа, оптимизация расходов, повышение эффективности и производительности труда. Вроде бы, может показаться, что эти методы банальны и всем известны, но видите, это реально работает.

— Стратегия предприятия ОАО "КМЗ" нацелена на уменьшение производственных затрат, внедрение новых технологий и инвестирование, направленные на снижение себестоимости. Скажите, за счет чего намечено достичь запланированного?

— Несмотря на то, что доменное производство изучено вдоль и поперек, каждый завод и каждая доменная печь очень индивидуальны. Для оптимизации производства и повышения производительности труда, кроме вышеупомянутых мероприятий, мы привлекаем научный потенциал для взаимодействия с нашими техническими службами. Сотрудничаем с МИСиС, ищем наиболее эффективные способы ведения доменного производства, с учетом имеющегося на текущий период сырья и топлива. Самостоятельно повышаем квалификацию работников доменного цеха: на базе технического отдела организованы курсы для доменщиков. В их работе очень важно круглосуточно принимать правильные решения в условиях постоянно изменяющихся параметров доменного процесса. В этом году собственными силами проведен энергоаудит предприятия. Это уже дало свои плоды. Привлечена независимая компания для проведения более глубокого энергоаудита. Как известно, порой свежий взгляд со стороны позволяет увидеть дополнительные возможности повышения эффективности работы предприятия.

— Позволяет ли сотрудничество с холдингом "Металлоинвест" полностью покрыть потребность в ж.р.с? С какими трудностями при закупках сырья на внутреннем рынке сталкивалось ваше предприятие?

— Сотрудничество с холдингом "Металлоинвест" позволяет полностью покрыть нашу потребность в ж.р.с. Более того, в этом году мы достигли договоренности по поставкам двух видов окатышей производства Михайловского и Лебединского ГОКов. Найдя поддержку в их лице и договорившись о поставках окатышей с ЛебГОКа для производства литейного чугуна, мы смогли сделать нашу продукцию более конкурентоспособной. В остальном при закупках мы в полном объеме сталкиваемся со всеми "прелестями" рынка ж.р.с., имеющего фактически признаки монопольного. Географическое положение "Карельского окатыша" и украинских производителей позволяет "Металлоинвесту" контролировать рынок ж.р.с. и диктовать свою политику.

Что касается рынка кокса, здесь ситуация на текущий момент полностью противоположна — наблюдается усиление конкуренции, превышение предложения над спросом. Это связано как с упомянутым закрытием отечественных предприятий-потребителей кокса, так и с сокращением экспорта кокса.

— Какие, по Вашему мнению, положительные и отрицательные стороны долгосрочных контрактов на поставки ж.р.с. с привязкой к китайскому индексу для вашего предприятия и для рынка в целом?

— Привязка к китайским индексам нашему предприятию не добавила ни положительных, ни отрицательных моментов. Разве что общение с менеджментом "Металлоинвеста" стало носить более плановый и "миролюбивый" характер, без ежемесячных "войн" — жестких переговоров по ценам поставок. Колебания китайских индексов не отражают состояние рынка чугуна в краткосрочной перспективе. На этом рынке есть множество других факторов — от цен на металлолом до состояния мировой машиностроительной отрасли, которая является основным потребителем нашей продукции. Китайские индексы могут жить в своей, индивидуальной, логике (наличие запасов, постановления правительства КНР и др.). А хуже нам не стало потому, что при ежемесячных торгах цены для нас все равно "подгонялись" под изменения этих индексов. В долгосрочной перспективе — от года и более — возможно нивелирование колебания индексов, а отражать состояние мировой экономики они могут только в рамках 10-12-летнего цикла. Но это требует дополнительного анализа.

— В планах ОАО "КМЗ" на 2013 год был ввод в эксплуатацию ДП №3 проектной мощностью 420 тыс. тонн чугуна в год. Когда планируется ввести новую печь и какова будет ее загрузка? Кроме того, на данном агрегате можно выплавлять как чугун, так и ферромарганец. Какой продукции будет отдано предпочтение?

— Действительно, такой план имел место быть. Печь на 100% готова к запуску. При этом проведенная реконструкция агрегата позволяет выпускать на ней как чугун, так и ферромарганец. Дата ввода печи будет полностью зависеть от конъюнктуры рынков чугуна и ферросплавов. Надеюсь, что следующий год позволит нам это сделать. Ваше агентство будет знать об этом одним из первых, обещаю. Печь будет выпускать чугун или иметь чередующийся с ферромарганцем график производства, что будет зависеть от ситуации на рынках.

— Как повлияет ввод агрегата на объемы закупок ж.р.с? Будут ли они отличаться в зависимости от выбора конечной выплавляемой на доменной печи продукции?

— При соответствующем состоянии рынка чугуна или изменении ценовой политики в сегменте ж.р.с. (когда цена на сырье будет наконец-то зависеть от цен на чугун), закупки ж.р.с. могут быть увеличены легко до 130 тыс. тонн в месяц при существующем уровне в 60 тыс. тонн.

— Косогорский МЗ по итогам 2012 года являлся лидером по отгрузкам чугуна на внутренний рынок. Благодаря чему вам удается удерживать лидирующие позиции?

— У нас нет как таковой цели увеличивать нашу долю на рынке чугуна вообще. Иначе нам бы пришлось построить доменных печей больше, чем на "Тулачермете" и в Бразилии вместе взятых. Наша основная задача — быть самыми эффективными на ключевых рынках сбыта, нужными для наших потребителей. Что касается внутреннего рынка, он давно рассматривается нами как один из приоритетных, и мы будем за него бороться. Сохранять лидирующие позиции нам позволяет гибкость, удовлетворение в полном объеме потребностей наших Заказчиков, качество выпускаемого нами чугуна.

— Насколько высока в настоящее время конкуренция на российском рынке чугуна? Как повлияло на ваши позиции закрытие мартеновского производства на "Уральской Стали" и, соответственно, увеличение предложения товарного чугуна предприятием?

— Конкуренция на российском рынке чугуна очень высока, накал не уменьшается ни на один день. Надеемся, что увеличение объемов товарного чугуна на рынке, вызванное закрытием мартеновского производства на "Уральской Стали", не отразится существенно на нас, поскольку мы "играем" в разных рыночных нишах.

— Косогорский МЗ является экспортоориентированным предприятием. На сегодняшний день спрос на внешних рынках находится на достаточно низком уровне, конъюнктура рынка чугуна довольно слабая, какие меры принимает ваша компания, чтобы выжить?

— Я бы обозначил нашу экспортную долю отгрузок в 70-80%. Меры, которые мы принимаем, являются комплексными. Они уже практически все упомянуты в процессе нашего интервью:

  • повышение производительности труда (цель – стать лидером по такому показателю, как объем выпуска готовой продукции на одного работника предприятия);
  • повышение эффективности от снабжения и производства до кадровой политики;
  • снижение издержек предприятия по всем направлениям, постоянный мониторинг качества выпускаемой продукции (сейчас мы рассматриваем вопрос дополнительной сертификации менеджмента качества);
  • индивидуальный подход к каждому потребителю как на экспорте, так и на внутреннем рынке.

— У вашего предприятия достаточно развитая география экспорта. Однако хотелось бы уточнить, какие направления являются для ОАО "КМЗ" приоритетными и почему?

— В первую очередь — европейские потребители, в частности машиностроители. Это наиболее дорогостоящий сегмент рынка с повышенными требованиями к качеству продукции и уровню обслуживания. Мы все это можем предоставить, чтобы удовлетворить самого взыскательного потребителя.

— Какие конкурентные преимущества имеет ОАО "КМЗ" по сравнению с другими производителями товарного чугуна?

— Стабильный химический состав и, безусловно, качество. Не устану подчеркивать данную важную характеристику нашего чугуна. Мы в полной мере составляем достойную конкуренцию бразильским поставщикам. Мы одни из немногих, производящих нодулярный чугун. Наши потребители еще называют одну из индивидуальных черт нашего чугуна — так называемую "наследственную память" чугуна, произведенного в условиях небольших по объему доменных печей. Положительные свойства нашей продукции полностью переходят при переплавке в готовое изделие, обеспечивая тем самым нашим потребителям качество конечного продукта.

: ж. «Металл-Курьер» (www.metalcourier-online.com)
№39 от 30.09.2013