Интервью с начальником технического отдела Игорем Эдуардовичем Шепетовским.
– Игорь Эдуардович, давайте сегодня поговорим о нашем ферромарганце, который занял довольно-таки прочную позицию на рынке, в том числе и на международном. Это говорит о многом, в том числе и о его качестве.
– Ферромарганец, традиционно выплавляемый на нашем предприятии – это высокоуглеродистый и высокомарганцовистый сплав высокой чистоты, что выгодно отличает его от продукции данного класса, производимой другими предприятиями. Стоит упомянуть, что сегодня доменный ферромарганец выплавляют только два предприятия в СНГ. Оба находятся в России. Это наш завод и Саткинский чугуноплавильный на Урале. Из иностранных – несколько предприятий в Китае.
Достигнутые в настоящее время экономические показатели на нашем заводе – это результат опыта работы не одного поколения косогорских доменщиков – производственников, технологов, эксплуатационников в течение более чем векового периода функционирования КМЗ.
Наш ферромарганец выплавляется доменной печью № 2. Следует сказать, что последний капитальный ремонт первого разряда проводился на этой печи в 1999 году. Но тогда ремонт не был выполнен в проектном объёме, причём в наиболее ответственной – нижней зоне печи.
Была заменена только часть углеродистых блоков. Графитированные блоки вообще не были затронуты в ходе ремонта. Последний капремонт третьего разряда был выполнен в сентябре 2008 г.
– Конечно, первый разряд и третий разряд ремонта, которому планируется подвергнуть печь, несравнимы по масштабам. Чтобы вторая печь работала дольше, ей требуется помощь?
– Сейчас действительно идёт речь о проведении капитального ремонта третьего разряда печи №2 с заменой засыпного аппарата в качестве основного элемента в рамках этого капитального ремонта. Тем не менее печь, эксплуатируемая с 1999 года, требует определённых поддерживающих мероприятий для продления кампании печи. Необходимо увеличить продолжительность работы между двумя капитальными ремонтами, оттянуть по времени проведение капитального ремонта первого разряда. Для этого сегодня имеется целый ряд мер, проверенных практикой и временем.
Наиболее известная мера – закачка инжекционной массы за броню печи, чтобы предотвратить утечки газа, которые со временем прогрессируют, разъедают швы в огнеупорной кладке, разрушают специальную набивную массу, изначально применённую в зазорах между холодильниками и броней для исключения утечки и проникновения газа из печного пространства наружу.
Эта процедура уже была опробована и на первой, и на второй, и на третьей печах. Она показала себя с положительной стороны, а именно при сравнении тепловых нагрузок в зоне проведения закачки до и после реализации данного мероприятия, мы видели уменьшение тепловых нагрузок, что говорит об улучшении эффективности тепловой работы печи.
Проведение подобных мероприятий на четырнадцатом году кампании ДП-2, безусловно, является эффективной мерой по поддержанию этой печи в работоспособном состоянии.
Также следует упомянуть о таком известном доменщикам мероприятии по продлению кампании доменной печи, каким является загрузка титаносодержащих материалов либо через колошник, либо новым, современным способом – вдуванием через фурмы.
Мы освоили загрузку титаносодержащих брикетов через колошник, что на второй печи в 2009 году показало свою эффективность.
Такое мероприятие планируется провести в ближайшее время. Его цель – достижение карбидообразующего эффекта, то есть образования карбидокремниевого устойчивого гарнисажа, равномерно распределенного по периметру нижней части печи, что также направлено на уменьшение тепловых потерь нижней части печи, укрепление или упрочение комплексной системы футеровки и охлаждения низа печи, а в конечном итоге – на продление кампании печи.
– На фоне большого спроса на ферромарганец, поддерживающие мероприятия, о которых вы говорили, позволят печи ещё некоторое время работать. Но всё же в обозримом будущем первый разряд неизбежен?
– Первого разряда не избежать – такова природа доменного производства. Но если вернуться к опыту первой печи, то стоит вспомнить, что при типовой для советского времени кампании в пятнадцать лет, кампания первой печи длилась двадцать шесть лет, с 1982 по 2008 год. Поэтому современная концепция доменного производства предполагает проведение целого комплекса поддерживающих мероприятий для продления кампании печи сверх вышеназванных, характерных для ХХ века пятнадцати лет.
– Капитальный ремонт второй печи был намечен, но срок перенесён, видимо из-за того, что на наш ферромарганец имеется большой спрос?
– Это действительно так. Но мы только что обсуждали капитальный ремонт первого разряда – главный ремонт. Вы же говорите о переносе срока ремонта третьего разряда, ключевым моментом которого является замена засыпного аппарата. В числе причин переноса этого ремонта был действительно хороший спрос на ферромарганец. Я бы усилил формулировку – на наш, косогорский, ферромарганец.
– Видимо, потому и план на март по ферромарганцу высок – 6500 тонн?
– Следует упомянуть, что на сегодняшний день современной кампании доменной печи №2 и в целом с момента её пуска в начале ХХ столетия, рекордное месячное производство высокомарганцовистого сплава (ферромарганец-78) с базовым содержанием ферромарганца 78% было достигнуто в мае 2012 года, когда выплавили 6640 тонн.
Мы равняемся на этот показатель, однако не следует забывать, что прошло почти десять месяцев с момента достижения этого показателя. И прямо скажем – печь не помолодела. В этом контексте, наверное, стоит упомянуть, что каждый последующий год эксплуатации приближает её к пятнадцатилетнему рубежу, который условно до сих пор у доменщиков считается типовым сроком кампании печи. С каждым годом при приближении к этому сроку интенсивность износа наиболее ответственных узлов и агрегатов комплекса ДП, безусловно, увеличивается. Поэтому эти десять месяцев, прошедшие с момента достижения названного мной рекордного показателя, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
– У капитальных ремонтов первого и третьего разрядов масштабы, конечно, несравнимые. Ведь чтобы вторая печь и дальше работала также продуктивно, ей надо помочь...
– Второго марта был поставлен на сдув дутья в печь ВТВН №1. При этом не надо забывать, что сдув осуществляется в тестовом режиме, который никоим образом нельзя считать режимом достигнутых ранее рабочих параметров. Поскольку идёт главный прогрев ВТВНа, мы определили, что по достигаемым температурным показателям возможно начать сдув получаемого прогретого дутья в печь.
Ещё раз подчеркну, что это не является типовым, нормативным температурным показателем для проектных возможностей нашего высокотемпературного воздухонагревателя. Такой показатель на сегодняшний момент ещё не достигнут.
– Почти 90% ферромарганца будет подвергаться дроблению для нужд Новолипецкого металлургического комбината...
– Львиная доля в структуре наших заказов принадлежит такому крупному потребителю, как Новолипецкий металлургический комбинат. Реалии 2013 года предполагают дробление значительной доли производимого ферромарганца с получением так называемого фракционированного продукта. Это мировая тенденция, и мы, идя в русле этой тенденции, уделяем особое внимание нашему дробильному комплексу, расположенному в районе участка разливочных машин.
– Несколько слов о географии заказчиков ферромарганца.
– Если упоминать всех заказчиков, то география заказчиков ферромарганца довольно-таки непостоянна. Меняется даже не от года к году, а скорее от месяца к месяцу, или, по крайней мере, поквартально.
Тем не менее, если очертить крупные группы заказчиков, я бы назвал в первую очередь группу заказчиков российских. Это в первую очередь металлургические предприятия и машиностроительные заводы, потому что ферромарганец является сырьём для выплавки легированной стали. Отрадно отметить, что в числе наших потребителей совсем недавно появилась Украина, которая до недавнего времени, образно говоря, традиционно являлась законодателем условной моды в производстве ферромарганца.
– Украинцы сами производили ферромарганец?
– Процесс производства у них продолжается. Функционирует крупное даже по мировым масштабам Никопольское месторождение марганцевой руды. Крупный по мировым масштабам Никопольский ферросплавный завод, Запорожский ферросплавный завод продолжают производить ферромарганец в рудовосстановительных электропечах.
Тем не менее во главе угла стоит качество производимого нами ферромарганца, главным достоинством которого является низкое содержание фосфора. Это и позволило нам получить определённое количество заказов и в Украине.
Вторая группа, или второй сегмент – это заказчики стран СНГ, в основном опять же Украина. В количественном соотношении заказчиков не готов назвать, но определённая доля ферромарганца, безусловно, идёт на экспорт.
– Игорь Эдуардович, рекорд 2012 года по выплавке ферромарганца – 6640 тонн – это, видимо, не предел. Есть ли перспективы по увеличению производства ферромарганца?
– Прогнозы – дело неблагодарное. Сообразуясь с существующим общим состоянием печи, можно сказать, что особое внимание мы будем уделять состоянию отдельных участков нижней части печи с постоянным контролем-мониторингом системы охлаждения, температурных параметров. Поэтому, несмотря на повышенный спрос на ферромарганец, мы должны обращать особое внимание на нижнюю часть печи, и уже сообразуясь с этим состоянием, в текущем режиме определять наши возможности, наши дальнейшие планы. В то же время официальная цифра плана – 6500 тонн – никем не отменена, и мы приложим все усилия, чтобы такое количество ферромарганца было выплавлено.
:
Пресс-центр ОАО «КМЗ»