Участок холоднотвердеющих смесей — важный этап модернизации литейного производства

Интервью с начальником литейного цеха ОАО «КМЗ» Николаем Николаевичем Зенкиным

— Николай Николаевич, прошло два месяца нового года. Литейный цех продолжает работать в присущем ему трудовом ритме. И всё же давайте коротко вспомним, как вам работалось в прошлом году?

— Полгода мы работали планомерно, выдавали литейной продукции по 100 тонн в месяц. Одновременно завершали модернизацию участка холодно-твердеющих смесей. Было сложно, потому что всё приходилось делать в работающем цехе, где рядом с заливщиками трудились монтажники.

С августа мы перешли в другой уровень и стали делать 200 тонн литья в месяц. В основном это было мелкое литьё. У нас бывали месяцы, когда 200 тонн выполняли, а самая большая отливка весила всего 60 кг.

Особых каких-то изменений за прошлый год у нас не было.

— Нацеленность на создание участка ХТС была у вас уже в прошлом году?

— Да, у нас было такое намерение, но многое зависело от итальянцев, которые налаживали оборудование. Из Италии приезжали механик, через некоторое время электрики, несколько раз приезжал наладчик, подлаживал оборудование под нашу программу.

После этого начали пробные работы. Сделали три транспортных шпиля по ХТС для доменного цеха, так называемые кабестаны.

Отливали зубья для ковшей карьерных экскаваторов, для погрузчиков. В основном работали для себя, потому что надо было отработать лучшую технологию. Мы пробовали холодные смеси, стекольную жидкость с продувкой. Пробовали и другой способ, тоже с кислотой, но с добавкой отвердителя. Пробовали на феноле с разными отвердителями, с разным временем на отвердевание, потому что хотели понять, что же лучше. Отвердители действуют от 15-ти минут до часа, и для каждой отливки нужно выбрать свой отвердитель.

— Что это вообще такое — участок холоднотвердеющих смесей? Из чего он состоит?

— Во-первых, участок расположен ниже всех отметок. Чтобы попасть в него, надо спускаться по лестнице. Основная его особенность в том, что он полностью автономный. Там свой компрессор, своё питание, своё освещение, своя вентиляция, свой обогрев, поскольку смолы твердеют только начиная от плюс тринадцати. Если температура ниже, нужно применять зимние смолы, цены на которые значительно дороже. При холоде смолы перестают твердеть или время отвердевания намного увеличивается. Поэтому на участке постоянно тепло.

Основным узлом на участке является смеситель итальянской фирмы «АМФ», три бункера. Три бункера сделаны для того, чтобы можно было переходить с одного процесса на другой. Это оборудование для нас разработали итальянцы по нашим техзаданиям.

Рядом со смесителем стоит вибростол. На него ставится опока. Туда помещается модель, засыпается песок и при помощи вибрации стола песок прессуется и уплотняется. Затем опока снимается, после отвердевания вынимается форма и подаётся под заливку.

Пока формы под заливку мы будем подавать своим краном. Если будут большие заказы, а мы надеемся, что они у нас будут, уже залит фундамент, залиты анкеры под небольшой консольный кран, который будет подавать формы под заливку.

— Когда заработал участок ХТС? Когда производство стало на поток?

— Я не могу сказать, что производство уже поставлено на поток. Участок запущен в эксплуатацию в октябре 2011 года. Сейчас опробуем оборудование на небольших объемах.

От ижевского завода «Электромаш» получен заказ на 130 т, на отливку 50-ти подконвейерных плит (паллет).

— Обслуживание нового участка — это же новые кадры? Людей надо соответственно обучать…

— Генеральный директор утвердил штат на участок ХТС, мы начали набирать туда людей, уже приняты два человека.

:
Пресс-центр ОАО «КМЗ»