Интервью с главным специалистом отдела капитальных ремонтов Е.В.Козловым.
— Евгений Викторович, в вашем ведении тот огромный участок работ, который обеспечивает новую домну водой, паром, воздухом, азотом, кислородом. Одним словом, всем, без чего не может функционировать ни один агрегат, да и доменная печь в целом. Какие сложности пришлось преодолевать на этом ответственном, а порой и неведомом пути?
— Начнем с того, что капремонт был и продолжает оставаться действительно сложным. Подготовительных работ практически не было. Проекты прибывали порой недоработанные. Нам приходилось их на ходу пересматривать, вносить дополнения, уточнять различные нюансы. Оборудование тоже зачастую приходило непроверенное, не доведенное до нормального состояния. Это самая большая трудность на капремонте – работа с колес.
Но несмотря ни на что — объем работ выполнен просто колоссальный.
Иногда возникали неожиданные и трудные ситуации. Например, при строительстве пылеуловителя на его фундаменте обнаружился сливной водовод второй доменной печи.
Нужно было в кратчайшие сроки отвести воду с ДП №2. Благодаря тому, что лет пятнадцать тому назад я с подобной проблемой уже сталкивался на «Тулачермете», мы вышли из положения. Опыт не пропал даром. Был протянут новый сливной водовод. Это сложная операция, в какой-то мере связанная с риском: даже при кратковременной остановке подачи воды на печи могут погореть все приборы и агрегаты.
Но мы справились: не выдувая печь при остановке, закрыли воду и врезали новый сливной водовод. Это было самое тяжелое решение по энергетике в процессе ремонта. Но мы поработали так, что бригада доменщиков, которую я возглавлял, получила денежное вознаграждение от руководства завода.
— Подобная ситуация возникала при переносе газопровода, который мешал передвижению крана БК-1000…
— Мне тоже приходилось участвовать в переносе этого газопровода. Тоже применили неординарное решение, преодолели множество нюансов.
Когда готовили площадку под сухие газоочистки, под азотную станцию, в земле было обнаружено множество трубопроводов. В зоне строительства проложено много коммуникаций. Для выноса действующих коммуникаций была проведена колоссальная работа.
Наш завод очень стеснен в пространстве и вместить гигантское оборудование двух газоочисток, азотной станции в ограниченный объем — задача не из легких. Старые коммуникации в земле, на которые мы наткнулись, были проложены еще при строительстве завода. Сколько их перенесли, чтобы построить новые объекты, сказать трудно, но можно смело утверждать, что не менее 20 километров труб ушло на новые промпроводки доменной печи, включая воду, азот, пар, кислород, без чего доменное производство работать не будет.
— А какая проблема была с установкой секторной газовой задвижки, закупленной в Индии?
— Должен сказать, что это очень хорошие задвижки, закрытого производства. В России таких пока нет ни на одном металлургическом заводе. Спасибо акционерам, что приобрели их.
На задвижках стояла маркировка веса – 6 тонн. Когда при монтаже стали поднимать ее краном, в ней оказалось не шесть, а все восемь тонн. Вылет стрелы крана не позволял ее поднять. Срочно заказали другой кран, более мощный. Его сложно было разместить на тесной площадке. И вторую доменную печь, которая рядом, остановить нельзя. Но нашли «окна» в работе печи, разместили задвижку, она работает, руководство газового цеха одобрило качество ее работы. Отрадно, что деньги потрачены не зря, задвижка будет долгие годы в рабочем состоянии.
— Евгений Викторович, какие новые приборы, связанные с охлаждением печи, установлены сейчас на новой домне?
— Среди множества приборов и аппаратов следует отметить установку четырех самопромывающихся фильтров американского производства. Обслуживающему персоналу не надо прилагать никаких усилий, а требуется только смотреть на компьютере, как он «моется», как грязь вылетает. Это действительно «ноу-хау» двадцать первого века. И душа радуется, что монтируется самое лучшее, самое совершенное и надежное оборудование, за что акционерам выражаю очередную огромную благодарность.
— Были ли какие либо трудности с организацией работ, с подрядчиками?
— Было много претензий к монтажным бригадам «Запсибремонта». А к бригаде водопроводчиков не было.
— Почему?
— Перед монтажом я собрал их всех и сказал: «Будете делать так, как я скажу. Никаких переделок не будет». Вместе обсудили предстоящий фронт работ. Я им показал где, что и как делать. И водопроводчики строго следовали указаниям моим и своего старшего мастера, у которого громадный опыт работы и в России, и за границей. Мы объединили наш опыт, и все делалось под нашим руководством. И делалось хорошо, несмотря на то, что некоторые водопроводчики раньше не имели дела с доменным производством, но ключ в руках держать умели. Спасибо тем бригадам «Запсибремонта», которые весь монтаж водопроводного оборудования провели качественно и добросовестно.
— И в каком сейчас состоянии водопроводное хозяйство ДП №1?
— Обычно приемка воды проводится перед самым пуском печи, в последнюю очередь. Причем начинают воду подавать — целый водопад на домне: все заливается, везде льется. Н начинается там затяжка гаек, здесь замена прокладок. А сейчас пуск печи еще только предстоит, а вода уже есть. Это за мою 32-летнюю практику случается впервые. Причем при приемке не было ни одного замечания: ничто нигде не протекло ни по сварке, ни во флянцах.
— Вы можете сказать, на чем основано такое высокое качество работы?
— Мне кажется, на ответственности и руководителей, и исполнителей, на заботе о тех, кто будет обслуживать водопроводную систему доменной печи.
Я в своей практике всегда все примерял на себя. Своими руками крутил гайки и болты. И всегда думал о том, чтобы другому человеку это делать было удобно. Чтобы обслуживание печи было удобным. Чтобы без труда можно было дотянуться до любого соединения, до любого краника. И поэтому мы собрали водопроводную систему новой домны для нормального обслуживания, для долгой безаварийной работы.
— Спасибо за беседу.
Беседовал: Валерий Ходулин