Интервью с директором по региональным продажам и маркетингу ОАО «Косогорский металлургический завод» Пушкаревым Александром Львовичем.
«Мы старались быть сильными, мы были сильными и стали еще сильнее за прошедший год» -так охарактеризовал прошедшее с начала кризиса время директор по региональным продажам и маркетингу ОАО «КМЗ» Александр Львович Пушкарев в беседе с редактором «Косогорца».
- Александр Львович, год назад вы давали интервью газете «Косогорец». Тогда прозвучали ваши слова: «В кризисе выживает сильнейший. Мы постараемся быть сильными». Были ли мы сильными? Как мы прожили этот год?
- Это было сложное время. Мы не ошиблись в оценках того кризиса, который грянул год назад. Сейчас можно с убежденностью сказать, что продолжающийся кризис был наиболее тяжелым за последние десятилетия. Он поразил не только металлургию, но и всю мировую промышленность, в том числе и российскую.
Конечно, аналитики еще долго будут рассуждать, какая страна больше всего пострадала в кризисе. Еще много будет написано, осмыслено того, что произошло, но не надо упускать из виду главное – кризис еще не закончился.
В СМИ проскальзывают сообщения, что оживает экономика в Соединенных Штатах, в Европе. Тем не менее, многие аналитики говорят, что нет уверенности в том, что может нагрянуть вторая волна кризиса, не менее мощная, чем первая.
Как мы прожили этот год? Поскольку я отвечаю за сбыт продукции на внутреннем рынке, могу сказать: несмотря на кризис, наше производство ни разу не остановилось из-за отсутствия сбыта продукции. Благодаря тому, что наше предприятие достаточно мобильное, умеет переключаться с одного вида продукции на другой: с чугуна на ферромарганец и наоборот, мы обеспечили сбыт как ферромарганца, так и чугуна.
- И ведь наши металлурги не только выплавляли металл…
- Да. За это время практически построена новая доменная печь, на которую все возлагают большие надежды. И мы, как представители сбыта, считаем, что печь нам даст дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому однозначно можно сказать: мы старались быть сильными, и мы были сильными и стали еще сильнее за прошедший год.
- Какие прогнозы, на ваш взгляд, нас ожидают?
- Если говорить о прогнозах, связанных со сбытом продукции, тут можно сказать, что мы 5 ноября перешли к выпуску ферромарганца на 2-й доменной печи. Планируем, что 2-я доменная печь, по крайней мере, весь 2010-й год будет производить ферромарганец без перерыва, и не предполагаем переход 2-й доменной печи на выплавку чугуна. И хотя кризисные явления еще могут вносить какие-то коррективы, у нас есть уверенность в том, что мы обеспечим сбыт ферромарганца. Нами уже сейчас заключены долгосрочные договора с основными потребителями ферромарганца.
- Какова сейчас текущая обстановка на рынке черной металлургии?
- Текущая обстановка сейчас на рынке неблагоприятная. На рынке черных металлов и конкретно чугуна наступило время существенной коррекции рыночных цен вниз.
Связано это с тем, что Китай, главный игрок на рынке черных металлов, в первой половине года оживил рынок большими закупками чугуна, другой металлургической продукции. Это случилось потому, что, несмотря на кризис, в Китае не было падения производства. Был только рост. Ситуация на рынке Китая и стран Юго-Восточной Азии дает главный толчок к выходу из кризиса.
Многие металлургические комбинаты стали работать под китайский спрос и практически все вышли на свою проектную мощность. «ArcelorMittal» _ крупнейший производитель черных металлов в мире, а в России такие гиганты, как Магнитогорский металлургический комбинат, «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат, группа Мечел – все они информировали о значительном увеличении загрузки своих мощностей.
Цены в первой половине года росли, а затем Китай, опасаясь «перегрева» собственной экономики сократил импорт черных металлов и увеличил собственный экспорт, поэтому идет коррекция цен. Соответственно, на рынке сейчас положение такое: запуск производственных мощностей повлек за собой выпуск дополнительного объема металла.
Общий объем производства не обеспечен сбытом, вследствие чего наблюдается падение цен на основные виды черных металлов, на металлолом, чугун. Все это и повлекло за собой существенную коррекцию цен. Это с одной стороны. А с другой стороны – цены на кокс выросли, и сейчас также происходит коррекция цен в сторону их уменьшения, но с некоторым запозданием. Поэтому текущее состояние рынка чугуна характеризуется относительно низкими ценами на чугун и относительно высокими ценами на кокс.
Наш прогноз таков: это явление временное, оно не будет носить долгосрочного характера. Ценовая вилка будет скорректирована в ближайшие месяцы.
По чугуну ситуация на рынке очень сложная, поэтому очень важно, что мы сейчас на второй печи переходим к выплавке ферромарганца, где ситуация более стабильная.
- Год назад ферромарганец не брали…
- Почему не брали ферромарганец в ноябре прошлого года? Потому что кризис повлек за собой снижение объемов производства у крупных комбинатов. Все стали работать на существующих складских запасах. Сейчас, повторяю, комбинаты работают со 100-процентной загрузкой. Соответственно, им требуются в большем количестве ферросплавы, в том числе ферромарганец.
Поэтому текущая ситуация на рынке ферромарганца лучше, чем на рынке чугуна. Конечно, мы и в этой сложной ситуации на рынке чугуна стараемся минимизировать потери, производя и продавая наиболее ликвидные марки чугунов: в первую очередь это литейный и нодулярный чугун. На рынке литейного чугуна мы являемся безусловными лидерами. На внутреннем рынке порядка 90% потребителей литейного чугуна в России и в странах ближнего зарубежья покупают именно косогорский чугун.
Нам удалось свою марку не уронить в кризис. Мы всегда в любое время готовы и удовлетворяем любую потребность в литейном чугуне любой марки. Никогда никому не отказываем, и большое спасибо нашим производственникам, что они умеют делать любые марки литейного чугуна.
Это сильно помогает нам выживать.
- И все же, что нас ждет?
- Повторюсь относительно прогноза: 2010 год ожидается тяжелым. Кризисные явления еще будут сказываться на работе всех предприятий. Подтверждением того, что мы из кризиса еще не вышли, является тот факт, что по сравнению с 2008 годом потребление чугуна в России снизилось в два – два с половиной раза. И сейчас можно сказать, что мы на этой отметке замерли. Потребление чугуна не растет. Это связано с тем, что основными потребителями чугуна являются автомобильная промышленность, машиностроение, предприятия, которые ориентированы на строительную отрасль. Там кризисные явления продолжаются, если не усугубляются.
Поэтому в 2010 году еще придется побороться с кризисом, но скажу еще раз: в 2010 году мы будем сильнее, чем в 2009-м. Многое сделано в 2009 году.
- Александр Львович, поможет ли нам ДП №1, когда ее введут в строй?
_ Введение в строй такой печи – это событие не местного масштаба, а всероссийского. В кризис, в столь сложное время, когда многие вообще сократили инвестиции, причем предельно сократили, мы заканчиваем строительство самой современной печи. С ее помощью сможем значительно увеличить производство чугуна и тем самым нам будет открыта дорога на новые рынки сбыта в США и юго-восточной Азии. Конкуренция на рынке чугуна всегда была очень жесткой, а будет еще жестче. Многие такой конкуренции уже не выдержали.
А мы поднимаемся несмотря ни на какие кризисы.
- Спасибо за беседу.
Беседовал: Валерий Ходулин