«Увеличим поставки на внутренний рынок и на экспорт»

Косогорский металлургический завод - один из основных российских производителей ферромарганца и товарного чугуна. О стратегических планах завода по увеличению объемов производства ферромарганца и расширению рынков сбыта, как в России, так и за рубежом, рассказывает директор по региональным продажам и маркетингу ОАО «КМЗ» Александр Львович Пушкарев.

МЕ – Александр Львович, проблемы развития рынка ферросплавов не раз обсуждались на страницах нашего журнала. Сегодня нам хотелось бы узнать Ваше мнение о состоянии и перспективах развития отрасли.

Бурный рост производства продукции черной металлургии обусловил постоянное увеличение производства ферросплавов, причем на долю марганцевых сплавов, одних из самых распространенных ферросплавов, используемых нашей черной металлургией для всех видов сталей, приходится 40% мощностей. Ферросплавная промышленность России достаточно конкурентоспособна, а растущий спрос на качественные стали создает предпосылки для дальнейшего увеличения емкости рынка.

Масштабы выплавки ферросплавов определяются объемом и сортаментом выпускаемой стали, а проблемы ферросплавной промышленности тесно связаны с общими проблемами металлургического комплекса России.

Мировое производство стали также растет, аналитики прогнозируют сохранение этой тенденции и в дальнейшем.

МЕ – Александр Львович, мы знаем, что КМЗ имеет многолетний опыт в производстве ферромарганца. Каково в настоящий момент положение предприятия в отрасли?

В настоящее время производство ферромарганца ФМн78 ведется на одной из трех доменных печей объемом 462 м3. Ежемесячный объем производства составляет 6000 тонн ферромарганца ФМн78. Две другие печи объемом 740 м3 и 970 м3 производят ежемесячно 64000 тонн товарного чугуна различных марок: передельный, литейный, полунодулярный и нодулярный.

Кроме нас ферромарганец в России производит ОАО «Саткинский чугуноплавильный завод». Сегодня ОАО «КМЗ» и ОАО «СЧПЗ» в состоянии полностью удовлетворить потребности российских потребителей в высокоуглеродистом ферромарганце. Емкость российского рынка высокоуглеродистого ферромарганца оценивается нами в объеме 180 тысяч тонн в год.

Помимо российского ферромарганца на внутреннем рынке постоянно присутствует норвежский ферромарганец, украинский ферромарганец производства Никопольского завода ферросплавов, а также ферромарганец из Китая.

Поставки ферромарганца на внутренний рынок и республику Беларусь являются для нас приоритетными. Среди наших постоянных покупателей такие предприятия как: ОАО «НЛМК», ОАО «ЧМК», ОАО «Северсталь», ОАО «ММК», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Автодизель», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Северский трубный» ОАО «Ижсталь», ОАО «ВМЗ», РУП «БМЗ», РУП «МТЗ», РУП «МАЗ» и другие крупные металлургические предприятия.

Примерно 15-20% производства ферромарганца мы отправляем на экспорт в страны Западной Европы.

МЕ – Планируется ли заводом в ближайшее время расширение производства продукции, в частности, ферромарганца?

– Да, такие планы есть. Руководство ОАО «КМЗ» в настоящий момент рассматривает вопрос о значительном увеличении объемов производства ферромарганца. Уже сегодня ОАО «КМЗ» технологически готово производить ферромарганец на доменной печи № 3 объемом 740м3, а доменную печь № 2 объемом 462 м3 перевести на производство литейного чугуна вместо ферромарганца. В этом случае, ежемесячное производство ферромарганца увеличится с 6000 тонн до 12000 тонн.

Существует еще целый ряд вопросов, которые нам предстоит решить для успешной реализации наших планов, и наиболее актуальный из них – вопрос обеспечения производства сырьем.

В России нет на сегодняшний момент разработанных месторождений марганцевой руды. Сырьевая зависимость в плане марганца остается главной проблемой отечественных ферросплавных производств на ближайшие годы. Увеличение объемов производства ферромарганца ограничивается возможностями по импорту марганцевой руды и ее стоимостью. Достаточно сказать, что на мировом рынке цена марганцевой руды увеличилась за год более чем в пять раз.

Предприятия – производители ферросплавов ищут пути выхода из сложившейся ситуации, пытаются решить проблему разными путями – в основном, за счет покупки сырьевых активов и создания вертикально-интегрированных холдингов.

Мы также знаем, как решить данную проблему для нашего предприятия, сейчас руководство КМЗ уже предпринимает конкретные шаги в этом направлении.

Когда мы говорим об увеличении производства ферромарганца, мы должны помнить, что увеличение производства ферромарганца должно быть достигнуто не за счет уменьшения производства чугуна. 1 июня 2009 года доменная печь №1 будет остановлена на капитальный ремонт первого разряда, а уже в октябре 2009 года ремонт должен быть завершен. Фактически будет построена новая доменная печь. Производство чугуна на печи увеличится с 31000 тонн в месяц до 64000 тонн. Загрузка печи будет осуществляться бесконусным загрузочным устройством фирмы «Пауль Вюрт». Будет установлено более мощное и надежное оборудование литейного двора с гидравлическим приводом. Для футеровки печи будут применены современные огнеупорные материалы с повышенной стойкостью. Новый агрегат будет также соответствовать всем экологическим нормам.

МЕ - Каких результатов Вы ожидаете от реализации таких масштабных планов?

- Мы уверены, что после значительного увеличения объемов производства нам не только удастся полностью покрыть потребности в ферромарганце на внутреннем рынке, но и увеличить поставки этой продукции на экспорт, тем более что этому способствует нынешняя ситуация в сталеплавильной отрасли - по данным аналитиков, объем мирового производства стали будет ежегодно расти на 3-4%.

Потребитель сегодня предъявляет все более высокие требования к качеству, в том числе по химическому и фракционному составу. Мы хорошо изучили потребности потенциальных клиентов по фракционному составу продукции, знаем требования зарубежных потребителей к упаковке и т.д.

В настоящий момент ОАО «КМЗ» экспортирует ферромарганец в страны Западной Европы автомобильным и железнодорожным транспортом. В планах – выход на рынок Юго-Восточной Азии, куда мы будем поставлять продукцию морским транспортом.

ОАО «КМЗ» является одним из 11 производителей товарного чугуна в России, при этом по объему продаж на рынках России и Республики Беларусь мы занимаем лидирующее положение. Соответствующий объем этих продаж в 2007 году составил 271,91 тыс. т. или 18,6% от общего объема чугуна (1 463, 90 тыс. т.), отгруженного потребителям РФ и РБ всеми российскими производителями товарного чугуна.

Наши экспортные поставки чугуна составляют примерно 60% от общего объема производства чугуна. Наряду с экспортом литейных чугунов различных марок, мы продолжаем увеличивать объемы экспорта полунодулярных и нодулярных чугунов.

После увеличения объема производства чугуна, мы планируем еще больше укрепить наши позиции на внутреннем рынке и увеличить объемы поставок на экспорт в первую очередь высококачественных марок чугуна.

МЕ – Всем нам известно, что в металлургии сейчас насущным является вопрос обеспечения высококвалифицированными кадрами. А для успешной реализации таких крупных стратегических направлений, как увеличение производства основной продукции, кадровый вопрос, по-видимому, становится тем более актуальным?

Залогом наших успехов всегда был, есть и будет коллектив высокопрофессиональных специалистов, способный к непрерывному развитию, отличающийся трудовым долголетием, взрастивший не один десяток семейных династий металлургов.

На предприятии рядом со старейшими специалистами отрасли работает команда молодых специалистов. Именно такое сочетание накопленного годами опыта и знаний с энергией и здоровой амбициозностью дает прекрасные результаты в виде свежих идей, подкрепленных технологической грамотностью, которые и являются основной движущей силой всех производственных и коммерческих достижений КМЗ.

В заключении хочется сказать, что ОАО «Косогорский металлургический завод», имея устойчивое положение в отрасли, не останавливается на достигнутом. Тем более, что сохранить свои позиции при такой конкуренции на рынке предприятие способно, только своевременно решая проблемы обеспечения сырьем, внедряя современные ресурсосберегающие технологии, повышая конкурентоспособность продукции за счет постоянного повышения качества, расширения сортамента и снижения себестоимости.

:
Журнал «Металлы Евразии», № 3, 2008 г.