Взялся отливать картуш – не говори, что не дюж

Интервью начальника литейного цеха почётного металлурга Николая Николаевича Зенкина.

– Николай Николаевич, какие заказы литейный цех выполнял в последнее время?

– В последнее время мы выполнили несколько заказов для Владимирской епархии.

С этими заказчиками мы работаем не в первый раз. Они в конце прошлого года привозили нам заказ на отливку напольной плиты. Её модель делалась по старинному образцу. Этот заказ был для одного из храмов города Владимира.

Судя по количеству плит, которые мы отлили, это большой храм. Плиты размером 500х500 были отлиты в количестве 430 штук. Они потом сами подгоняли плиты и говорили нам, что получилось очень красиво. Владыка был очень доволен.

В этом году они снова приехали. Им нужна была некая реконструкция. Модели они делали сами. Правда, самую главную деталь, так называемый картуш, (украшение в виде недоразвёрнутого свитка, щита или герба) мы приняли у них только с четвёртого раза.

Модель была сделана из прессованной фанеры. Дело в том, что модель создавали в формате 3D с доработкой модельщиком. Но то ли модельщик был малоопытный, то ли ещё что, но модель с первого раза не удалась.

Скорее всего, судя по резьбе, это был хороший резчик, но не совсем освоивший искусство моделирования. Поэтому он и сделал так называемые уклоны, которые не позволяли как следует отформовать модель. То есть отпечаток должен быть таким, чтобы когда модель в песок опустили, потом подняли, то получился бы чёткий отпечаток, и песок не оставался бы на модели.

Поэтому мы один раз забраковали, потом второй, а у заказчиков сроки горели, они нервничали, проявляли недовольство, спешили.

Раз так получилось, то мы сказали, что сделаем, но тогда вы возьмёте весь заказ таким, каким он получится. То есть качество не гарантировали.

Они взяли картуш на очередную доработку, потом привезли, поскольку им деваться было некуда, мы отлили, и у нас всё получилось.

Мы всё отформовали, отчистили, думаю, что и они в свои сроки уложились.

Для нас это была не такая большая работа. Обычная реставрация, каких мы провели немало, и, надеюсь, будет ещё много.

Они обещали приехать теперь с заказами на отливку ступенек уже другого храма. Мы такие заказы уже делали, только для Калуги, и было это лет двенадцать назад. Мы сами снимали старые ступени, очищали их и по ним делали новые модели.

Работа для нас знакомая, никаких сложностей для нас она не представляет. Получается красиво и надёжно.

– Давайте назовём людей, которые выполняли этот заказ. Это ведь не просто заказ, это красивый заказ. И у людей, выполнявших его, должен быть особый настрой души, чувство красоты.

– Чувство красоты должно быть у тех, кто делает заказ. А у наших литейщиков должно быть чувство ответственности и осознание того, как всё это надо сделать. Заказ выполнялся на нашем новом литейном участке, расположенном на складе холоднотвердеющих смесей. Там сейчас делаются самые уникальные и тонкие работы. Там сейчас изготавливаем и модели. Условия на этом участке позволяют выходить на совершенно новый уровень качества. Мы перевели туда, на ХТС, и формовку для цехов завода. Изделия из меди, бронзы тоже отливаются здесь. Качество получается на порядок, а то и на два, выше. Наши партнёры от фирмы «Скамейка. ру», прислали нам деревянные промодели в количестве двенадцати штук.

Мы их аккуратно заформовали на ХТС. После этого отправили по одному образцу. Они их собрали, выставили, и теперь по мере того, если они кому понравятся, мы делаем их аллюминиевые модели и им отправляем.

В Москве сейчас появилось такое веяние, назовём его модой на лавочки, так называемый артеко. Они не очень красивые, несколько стилизованные, и, на мой взгляд, даже гротесковые. Но везде возле остановок снимают старые лавочки и ставят их.

Потому что – кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Поэтому мы быстро перестроились. Заказчики сделали деревянные проммодели, мы сделали алюминиевые модели, собрали их и теперь пробуем «залезть» под эти заказы. Вплоть до того, что мы даже разработали проект лавочки, которую назвали «Таврия». Она предназначена специально для Крыма. Там даже изображён герб полуострова.

– Николай Николаевич, наше косогорское литьё знают теперь по всей стране и даже за её пределами. Через год в России состоится чемпионат мира по футболу. Наверное, будут заказы и на какое-то литьё?

– Пока этого не ощущаю, потому что благоустройство объекта или территории производится, как правило, только по завершении строительства. Потом уже думают, где, как и что расположить, допустим, объекты малых архитектурных форм. А после уже, опять же, как правило, в пожарном порядке начинают размещать заказы, в том числе и на литьё.

Мы сейчас работаем не только на Москву. В данный момент у нас заказ от нашего давнего партнёра для Казахстана: 100 парковых лавочек и 130 урн. Уходит заказ и в Чечню – тридцать лавочек под названием «Южная».

Вот так постепенно и выполняются заказы. Перед этим в тот же Казахстан ушли тридцать пять лавочек под названием «Лебедь». В процессе подготовки материала пришел заказ от Санк-Петербурга именно в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу – три типа лавочек в количестве 96 штук.

– Расскажите о географии ваших заказов.

– Наши изделия стоят и украшают города Владивосток, Мурманск, Калининград, Сочи. Мне кажется, что сейчас уже легче сказать, где их нет.

Есть в Молдавии, в Белоруссии. География настолько обширна, что очень трудно перечислить все города, да и не нужно. Мы держим в памяти только тех заказчиков, с кем давно работаем и у кого большие заказы – не менее сотни единиц и больше. А если человек приехал и взял, допустим, десяток лавочек, нам всё равно, откуда он. Иной раз смотришь по телевизору передачу о том или ином городе и везде на 99% наши лавочки.

– Вы каким-то образом обозначаете, что та или иная продукция сделана на КМЗ?

– Мы одно время пробовали ставить наш заводской логотип. Но дело в том, что мы только отливаем, допустим, чугунные детали лавочек. А собирают лавочки в другом месте. И вот те, которые собирают, обычно стирают наши обозначения. Они имеют на это право, потому что это общая, совместная работа. Если бы мы всё делали сами от начала и до конца, тогда было бы по-другому.

– Николай Николаевич, давайте всё же назовём, кто из ваших людей приложил руку к созданию этого литья.

– На участке ХТС, где производится это литьё, сейчас работают четыре человека. Бригадиром там Петровский В.М., Шабакаев Л.Р., Балаев Э.А. Вот они и являются основными работниками на формовке. Курирует этот участок старший мастер Руслан Зенкин. Всё программирование лежит на нём.

Более того, когда идут большие отливки, он работает не как мастер, руководитель, а как старший рабочий, то есть сам принимает непосредственное участие в процессе формовки.

Все ребята достаточно опытные, каждый может работать сам, но если что-то новое, естественно, первая формовка должна идти только под присмотром мастера.

– Какие мысли посещают вас в преддверии 120-летия завода?

– Мы все живём в рабочем посёлке. Все здесь выросли, выросли наши дети. Здесь работали наши деды, отцы, матери. Они и строили завод и посёлок.

Вся жизнь в посёлке связана с заводом. Если будет жить завод, значит, будет жить и посёлок. Поэтому мы и стараемся все делать так, чтобы всё было хорошо. Своим трудом мы помогаем заводу прочно стоять на ногах. Завод переживал разные времена, поэтому я надеюсь, что завод живёт и будет жить. И мы всё пересилим.

* * *

Совместно с компанией «Стройинжреставрация» литейный цех ПАО «КМЗ» принял участие в реконструкции ограждения музея им. Москвы. Для отливки этой компанией была изготовлена деревянная модельная оснастка картуша с геральдическим вензелем Николая I. Для лучшего качества отливки формовка производилась на современном оборудовании на участке ХТС литейного цеха.

:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"