Решение вопросов энергетики на капремонте доменной печи №2

Интервью заместителя начальника доменного цеха по энергетике Максима Алексеевича Бутенко.

— Максим Алексеевич, какие задачи стоят перед вами в процессе капитального ремонта второй доменной печи?

— Перед работниками энергослужбы стоит задача по выполнению работ, связанных с охлаждением печи, которые мы должны провести только своими силами. И эти силы — работники водопроводного участка под руководством мастера Виктора Силина. Это дневная смена в составе электросварщика и бригады водопроводчиков, а также сменный персонал водопроводчиков и слесарей с ДП №2.

— Сколько человек работает на участке?

— В зависимости от ситуации на другом оборудовании цеха, куда порой приходится отвлекать людей, работой на ремонте ДП №2 заняты в среднем от шести до девяти человек. Сейчас, в летнюю пору, людей выделяется несколько больше, так как остановлены работы, связанные с зимним периодом, в частности, с осушкой воздуха. Систему осушки остановили и слесарей оттуда перевели в дневную бригаду.

— Кроме того, сейчас идёт монтаж повязки холодильников печи, раздаточных коллекторов и запорной арматуры для охлаждения печи?

— Да, это так. Основные коллекторы печи были проверены после её остановки службой главного сварщика, и результаты толщинометрии показали удовлетворительный результат.

Поэтому было принято решение коллекторы вообще не менять, однако в процессе работы столкнулись с участками, где толщина стенок составляла менее 20% от проектной величины. Данные участки приходится дополнительно заменять, что значительно увеличивает трудоемкость работ. Мы заменяем патрубки, трубопроводы и всю трубопроводную арматуру от коллекторов до холодильников. В общей сложности необходимо заменять около двух километров повязки, и всё это приходится делать в стеснённых условиях площадок печи.

С коллекторами прежде всего связаны и сварные работы. Дальше пойдут монтажные работы с использованием быстросъёмных соединений, чтобы иметь возможность на работающей печи проводить манипуляции по разъединению холодильников и переводу их на индивидуальное охлаждение.

— Вам предстоит осуществить монтаж трубопроводной повязки с установкой запорной арматуры – это большая и хлопотная работа. Это так?

— Одних кранов у нас порядка трехсот штук, плюс запорная арматура больших диаметров. Устанавливаются затворы диаметрами в 100, 150 и 200 мм. Максимальные затворы – 300 мм – будут стоять на подающих водоводах к доменной печи.

Доменная печь №2 до ремонта работала фактически без защиты от механических примесей, которые находятся в воде. Старые фильтры уже давно утратили свою функциональность и их необходимо заменить. Планируется установить фильтры принципиально новой конструкции. Недавно они поступили на склад оборудования и ожидают своей очереди для монтажа, который будет проведен силами РСУ после установки холодильников печи в начале июня.

Сложность состоит в том, что в месте проведения работ нет никакой грузоподъёмной техники, поэтому при демонтаже старого и монтаже нового оборудования придётся работать ручными лебёдками и другим вспомогательным инструментом, что так же увеличивает трудоемкость работ. Но мы планируем провести её в течение полумесяца: демонтировать старые фильтры со старой запорной арматуры, которая уже в нерабочем состоянии, и установить новые, привезённые фильтры и затворы.

Следующим этапом работы, после монтажа системы охлаждения, будет проведение опрессовки всей системы. При изготовлении в литейном цехе холодильники опрессовываются в цехе, а дальше – перед пуском печи – испытания проводятся на месте совместно со смонтированными трубопроводами и запорной арматурой.

Таким образом, вся система будет стопроцентно проверена. В случае, если обнаружатся дефекты, они будут устранены.

— Можно сказать, что если будут поставлены новые фильтры, то не будет проблемы с поступлением воды в холодильники?

— По крайней мере, новые фильтры позволят значительно увеличить срок службы холодильников.

Эти фильтры позволяют осуществлять очистку воды до степени 3 мм. Этой степени достаточно, чтобы система дальше работала без засорения, и грязь, которая попадает туда, выносилась обратно из печи, потому что на насосной станции, находящейся на нашем пруду, установлены сетки со степенью очистки до 10 мм. Остальное мы должны улавливать здесь, на доменной печи.

Кроме того, фильтры позволяют на ходу делать переключение и прочищать их. Одним словом, это современная, стандартная фильтрационная система, позволяющая обслуживать доменную печь.

— Фильтры применялись и раньше. Но времена меняются, они совершенствуются и приходят на смену устаревшим. А что-нибудь принципиально новое было внедрено в системе энергообеспечения доменной печи, чего раньше не было?

— Основная задача проводимого капитального ремонта ДП №2 – это обеспечение надёжной работы печи в течение минимум пяти лет. Поэтому полностью меняются сети, как энергетические, так и электрические. Меняется часть оборудования, начиная от атмосферных клапанов и ниже, в том числе типовые элементы, но при этом никаких кардинальных изменений в оснащение домны не планируется.

— Появились ли во время ремонта какие-либо серьёзные проблемы, которые вызвали бы какие-то существенные переделки, привлекли бы дополнительные ресурсы, от чего добавились бы дополнительные работы?

— Да, появились. На первом этапе ремонта, при осмотре печи и демонтаже выяснилось, что к замене не планировалось столько холодильников, сколько обнаружилось в неисправном состоянии в период ремонта.

Изначально планировалось заменить порядка тридцати холодильников, но сейчас будем заменять уже свыше ста тридцати. Это основной и большой объём работы, который добавился по всем службам.

Пуск отремонтированной печи назначен на 1 августа. А к 1 июля мы должны «подобрать» все работы, чтобы уйти на режим пусконаладки, настройки и испытания всего оборудования.

Затем наступит этап сушки печи. Перед сушкой соответственно будет осуществлён пуск воздухонагревателей, их сушка и разогрев согласно графику. А это тоже займёт порядка тридцати суток. Поэтому мы должны их пускать уже в начале июля.

Все эти работы запланированы и стоят в графике.

— Как у вас обстоят дела с кадрами?

— Основные задачи, возникающие в процессе ремонта, решают люди, имеющие огромный опыт работы. Это мастер водопроводной службы Силин Виктор Васильевич, заместитель начальника цеха по электрике Синев Михаил Александрович, мастер газового хозяйства Фомин Сергей Николаевич. Свой опыт и знания они передают технологическому персоналу, газовщикам, водопроводчикам, электрикам. Ремонтные и монтажные работы являются для них новыми специальностями, которые они осваивают по ходу ремонта.

— Максим Алексеевич, в своей должности в доменном цехе Вы работаете не так давно. Был ли у Вас до этого какой-либо опыт работы в доменном производстве? Когда Вы пришли на наш завод?

— На свою должность я поступил в октябре 2015 года. Пришёл, как говорят, не с пустого места. До этого я постоянно работал в области энергетики, в том числе и в энергетике доменного производства.

Я с 1991 года работал в АК «Тулачермет». Сначала занимался в лаборатории металлургической теплотехники, то есть был связан с чисто доменным и агломерационным производством.

Я занимался настройкой оборудования воздухонагревателей, агломашин и охлаждения доменных печей. Можно сказать, что полностью подготовлен к той должности, в которой сейчас работаю.

— Как Вас встретил новый коллектив? Как Вы здесь освоились? Как чувствуете себя на новом месте?

— Меня встретили нормальные трудолюбивые люди и нормальная рабочая атмосфера.

— Имеете ли Вы какие-либо планы на будущее?

— Если бы планов не было, я бы сюда не пришёл.

— Желаем Вам успеха на новом для вас предприятии, пусть сбудутся все Ваши мечты.

:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"