Интервью с главным инженером Андреем Геннадьевичем Шалыгиным
– Андрей Геннадьевич, после длительного перерыва вновь введена в работу доменная печь №3. Путь к этому событию был долгим. Как он проходил?
– Решение о ремонте третьей доменной печи принималось по нескольким причинам, основная из них – необходимость иметь её в резерве на случай остановки доменной печи №1, т.е. раздуть третью печь, и в период ремонта первой работать второй и третьей печами.
Ремонт третьей доменной печи начался во второй половине 2013 г. Главные направления ремонта – замена повязки системы охлаждения, выборочная замена холодильных плит и замена двух рядов футеровки горна. Эти основные работы были выполнены в том же 2013 г.
Дальше, уже в 2014 г., выполнялись и были закончены работы по ремонту дымового борова водонагревателей. Главное – в этом же году была проведена замена засыпного аппарата. Вот такие работы были выполнены.
В 2014 г. более ясной стала картина по первой доменной печи, поэтому здесь уже начал действовать второй фактор, а именно: конъюнктура на рынке чугуна. Собственно говоря, появилась реальная возможность продавать больше чугуна, и была поставлена задача – задуть третью доменную печь при работающих первой и второй. То есть вернуться к проектной схеме завода и работать тремя доменными печами.
В организационных вопросах применили испытанный способ: как всегда, был организован штаб ремонта, проводились его заседания, выполнялись мероприятия, велись большие ремонтные работы, которые шли планово и имели целью вовремя запустить в работу доменную печь.
Летом 2014 г. приступили к окончательной фазе ремонта. В первую очередь была проведена ревизия механического оборудования. Результатом ревизии стала необходимость ремонтов, начиная от загрузки, от рудных перегружателей, и заканчивая оборудованием литейного двора – электропушкой и бурмашиной, или, если говорить профессионально – механизмами вскрытия и механизмами закрытия чугунной лётки. Заодно отремонтировали кран литейного двора. Все усилия были направлены на то, чтобы полностью оживить комплекс третьей доменной печи.
Параллельно с этим, учитывая, что в работе будут задействованы все три печи, было принято решение капитально отремонтировать, а по сути дела реконструировать разливочную машину №3. Как и положено, был разработан проект, проведена заявочная кампания, ну а дальше приступили собственно к ремонту. На данный момент, опередив график, третья разливочная машина также вступила в строй.
– Андрей Геннадьевич, можно ли говорить о каких-то проблемах и недостатках, которые выявились в организации ремонтных работ, чтобы учесть это на будущее?
– Мы за последние шесть-семь лет провели такое количество ремонтов, что коллектив знает все те проблемы, которые возникают на этапах ремонта. Поэтому эти проблемы снимаются заранее, ещё до начала ремонта или в его начальной стадии. Я не могу сейчас назвать серьёзных проблем, которые возникали в процессе ремонта. Всё шло по графику, работы выполнялись в плановом режиме. Но, как порой бывает в процессе ремонта, основная лавина, основная нагрузка на коллектив пришлась на финальную, окончательную стадию ремонта. Это традиционно: от этого, увы, никуда не уйдешь.
Ещё раз повторюсь: здесь всё проходило планово, достаточно прогнозируемо, и по сути день в день, как и планировалось, была задута третья печь.
– Испытание всех систем домны провели 28 февраля. Это было последнее испытание перед пуском. Проверены воздуховоды, газопроводы. Испытание показало, что печь готова?
– Проверка, которая проводилась 28 февраля, была проверкой на герметичность и на прочность всего комплекса третьей доменной печи и газоочистки. Комплекс доменной печи представляет собой и участок загрузки, и механизмы литейного двора, саму доменную печь, механизмы литейного двора, всю инфраструктуру периферии.
28 февраля мы убедились, что печь у нас целостная, никаких продувов, трещин в металлоконструкциях обнаружено не было. И печь, и газоочистка испытания прошли успешно, этот факт считается отправной точкой для задувки печи.
– Запущены также 9-й, 11-й и 12-й воздухонагреватели. Они на разогрев были поставлены раньше. Они тоже входят в комплекс доменной печи?
– Да, несомненно. Воздухонагреватели, как и сама печь, не работали пять лет. В связи с этим для того, чтобы воздухонагреватели вывести на рабочие параметры, потребовалось время. Разогрев воздухонагревателей шёл по графику 45 суток. К задувке доменной печи три воздухонагревателя, указанные вами, должны были быть уже в работе.
– И теперь мы будем работать тремя печами…
– Начиная с 12 марта, с 11 часов 32 минут мы уже работаем тремя доменными печами. Раздувка печи продолжается, однако уже сейчас можно сказать, что задувка и раздувка идут успешно, нет никаких сомнений в том, что мы выйдем на рабочие параметры. И сегодня мы чётко сознаём, что у нас есть три рабочих агрегата.
Ещё раз повторюсь, что печь универсальна, способна выплавлять литейный, передельный чугуны и ферромарганец.
– Это требование рынка?
– Да, в отношении к рынку сейчас применяется очень гибкая схема: в настоящее время любой чугун нужно выплавлять в максимальных объёмах. Здесь в первую очередь речь идёт о чугунах литейном и передельном, а также о ферромарганце. Как я уже сказал, третья печь, кроме чугунов, способна выплавлять и ферромарганец.
– Хотелось бы подчеркнуть одну важную особенность: почти всё, сделанное при капитальном ремонте ДП №3, сделано силами завода. Это серьёзный показатель: мы, в конце концов, должны прийти к тому, что все ремонты полностью будем делать сами?
– Я не могу сказать, что всё здесь сделано руками работников завода, потому что подрядчики всё-таки привлекались. В первую очередь это были монтажные бригады.
В дальнейшем, после капремонта первой доменной печи, таких ремонтов в течение пяти-семи лет не планируется.
Если быть точным, то можно сказать, что процентов восемьдесят ремонтов сделано сотрудниками завода: это монтажная служба – ремонтно-строительное управление; механическая служба – ремонтно-механический цех, где выполнялись ремонты и проводилась ревизии оборудования. К работе подключались энергетические службы и службы доменного цеха – водопроводчики, службы ТЭЦ-ПВС – ревизия турбин и их пуск.
Кстати, сейчас продолжается ремонт турбокомпрессора №2 для того, чтобы иметь в резерве дополнительный турбокомпрессор. Этот объём работ мы взяли на себя в соответствии с планом. А то, что не можем выполнить сами, естественно, отдаём подрядчику. Такая задача ставилась, и она была выполнена.
– Сразу после задувки третьей печи вся заводская инфраструктура – снабжение, железнодорожный цех, энергетика, газовый цех – будет работать с повышенной нагрузкой?
– Я уже говорил и ещё раз напоминаю, что Косогорский металлургический завод и спроектирован, и построен для работы тремя доменными печами, поэтому и вспомогательные цехи, и инфраструктура завода также рассчитаны на работу трёх доменных печей. Так что это не является неожиданностью для нас: работа тремя печами будет проводиться не впервые в истории завода. Мы возвращаемся к той схеме, от которой в своё время отошли.
Мы понимаем, что вновь запускать производство тяжело, но всё же эта схема не нова, она привычна. Какие-то люди поменялись, какие-то остались. Кадровые проблемы, как правило, при запуске дополнительных мощностей возникают, но, тем не менее, я думаю, что мы и с этой задачей справимся.
Теперь уже видно, что и инфраструктура готова возвратиться к тем же испытаниям. Это заметно уже в первые дни работы третьей доменной печи. Видно по работе, что и другие цехи уже готовы: ТЭЦ-ПВС, водоснабжение. Напоминаю, что пущен дополнительный турбокомпрессор, задействован пятый насос в системе водоснабжения на насосной станции №1 для охлаждения доменных печей. В таком режиме водоснабжения мы никогда не работали, обходились четырьмя насосами. А теперь есть резерв.
Это дополнительная нагрузка в первую очередь на механизмы и на персонал, но уже теперь видно, что мы со своими задачами справляемся. Проблем и вопросов не должно быть.
– Наверное, нужно поздравить всех тех, кто вложил столько сил, ума, профессиональных знаний и умения в то, что третья доменная печь уже задута и завод работает тремя доменными печами.
– В первую очередь, конечно, хотелось бы назвать Ивана Ивановича Чмеренко. Он с 2013 г. руководил ремонтом ДП №3, по сути дела с его начальной стадии.
Нужно отдать должное механическому сектору: главному механику Владимиру Вагнеру, всем сотрудникам ремонтно-механического цеха; энергетикам в полном составе, газовому цеху и его начальнику Евгению Чернову, который практически реанимировал газоочистку третьей доменной печи; техническому отделу, ремонтно-строительному управлению – Нариману Салихову, Владимиру Лукашкину и всему коллективу; проектному отделу, цеху ВиК, отделу снабжения; моему заместителю по капитальным ремонтам Льву Акимову, железнодорожникам, участвовавшим в ремонте постановочных путей, в путевом развитии участка разливочных машин и дополнительных складских мощностей, причём мы до сих пор продолжаем рассматривать этот вопрос.
Если уж благодарить, то благодарить надо все заводские службы, все структуры, в том числе и экономистов, которые обсчитывали и согласовывали решения, предлагаемые нами.
Одним словом, хочу поздравить весь коллектив с таким знаковым событием в жизни завода. Пуск печи после длительной остановки – это серьёзное мероприятие, завод с ним успешно справился, поэтому желаю, чтобы мы и следующие 118 лет работали тремя доменными печами, развивались, и больше не останавливали свои производственные мощности.
:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"